Случаев, когда авторам не платят деньги, огромное количество. Одним из таких примеров стала громкая история сценариста Елены Райской, автора абсолютных хитов ТВ, таких как «Однажды в Ростове», судившейся с Сергеем Жигуновым. Райская написала для Жигунова сценарий фильма «Икона», но денег за него не получила, а после Жигунов подал на Райскую в суд за то, что она якобы не выполнила свои обязательства, взяв аванс в 300 тысяч рублей. Однако в суде выяснилось, что Райская написала три варианта «Иконы», два из которых Жигунову не понравились.
Елене Райской удалось доказать свою правоту, но необходимо учитывать, что она, по сути, сценарист из первого эшелона российских драматургов. Другое дело, когда ты еще не достиг таких масштабов. Новосибирский сценарист Николай на условиях анонимности пояснил происходящее с авторами. Суть оказалась проста и упирается в финансы. Рассказывать, кто конкретно ворует у сценаристов, Николай отказался: ему в этой индустрии еще работать, а попасть в черные списки можно запросто. И тогда на карьере можно поставить крест.
—Это огромные деньги. Гигантские. А сценарист чаше всего фигура расходная, по своему статусу чуть выше уборщицы. Топовый сценарист получает по миллиону за серию. Середнячок и начинающий - в разы меньше, но это все равно больше среднемесячной зарплаты, и если есть возможность на авторе сэкономить, почему бы нет? Легкий росчерк пера, небольшая правка, и вот уже ваш оригинальный проект превращается в совершенно другой, а миллион или два летит в карман к заинтересованным лицам», — пояснил Николай.
Крадут проект просто: меняют название, имена героев, локации – и вот у тебя совершенно иной сериал. По словам новосибирского сценариста, проблемы заключаются в прорехах законодательства. Например, авторское право в РФ идеи, то есть заявки на сериал или фильм, не защищает, чем недобросовестные продюсеры и пользуются. Доказать, что у тебя украли проект тяжело, поскольку, помимо прочего, юристов, специализирующихся на защите авторского права, очень мало.
Новосибирский драматург Ольга Степнова, известная не только новосибирскому, но и российскому зрителю по недавним премьерам двух частей комедии «Укрощение свекрови», поделилась своими огорчениями. Ее пьесы крадут постоянно, причем прямо с ее собственного сайта. По словам Степновой, если произведение на слуху, его крадут очень часто.
-Екатеринбургский театр «Театрон» украл пьесу «Двое в лифте, не считая текилы». Они у многих авторов крали пьесы - в основном это были раскрученные и уже очень популярные спектакли. Юристы Российского авторского общества включились в борьбу за мои права, они пришли на спектакль и сделали запись, чтобы подтвердить что это именно моя пьеса - название спектакля предусмотрительно было изменено, чтобы их не поймали за руку. Когда появилось доказательство, что это именно мой текст, юристы РАО подали в суд на «Театрон» и выиграли его. Мне как автору присудили 250 тысяч за эти пиратские спектакли вынесли запрет на публичное исполнение этой пьесы, так как эксклюзивные права на неё у Театра Матросова. Но директор «Театрона» Игорь Турышев так и не выплатил эти деньги, он просто сменил юридическое лицо, а прессе заявил, что пока кругом такие идиоты, как все авторы, он ворует и будет воровать. Но перед этим он ещё заявил, что пьесу эту написала не я, а некий Даниил Ванецкий, который сыграл одну из ролей в этом спектакле. Ванецкий даже заявился в РАО и принёс справку, что это он автор пьесы «Двое в лифте, не считая текилы» Потом выяснилось, что Ванецкий аферист, который стал фигурантом уголовного дела, по которому получил срок. В общем, все противоправные постановки "Театрона" так и остались безнаказанными, деньги по судам они так и не платят, меняя бесконечно юридические лица, Ванецкий, насколько я знаю, сидит, а "Театрон" продолжает «работать» в том же духе, насколько я знаю - а именно - считать авторов лохами и дураками, которых надо обманывать, - рассказала "МК в Новосибирске" Ольга Степнова.
Сколько подобных аферистов колесит с антрепризными спектаклями по всей стране — неизвестно, особенно если изменено название, имена героев, место действия. Суть одна и та же: автору надо платить, а плагиатчики от искусств этого делать не хотят.
Деньги в кинобизнесе и театральной индустрии, действительно, крутятся немалые, и потому соблазн «кинуть» автора очень велик. Схем откровенного кидалова немного, но они все действенные и приносят немалые барыши. К примеру, на длинных телевизионных проектах продюсеры и редакторы то и дело делают вбросы в профильные группы в социальных сетях, где дают объявление: ищем молодые дарования. Наивные сценаристы, в своем желании попасть в киноиндустрию, соглашаются на все. И некоторые, действительно, делают карьеру. Но в большинстве своем те, кто действительно из себя что-то представляют, становятся просто фаршем для выжимки новых идей, а потом их, использовав, и выпив досуха, просто выкидывают на помойку.
Кулуарно сценаристы рассказывают друг другу горькие истории. Разработки молодых и рьяных передают собственным авторам многосерийных проектов. А те, за новый креатив, отстегивают редактору часть гонорара. Если брать по цифрам, суммы получаются немалые, поскольку на длительных многосерийных проектах, не требующих серьезных умственных усилий, автор сценария получает 50-100 тысяч за серию, из которых треть может идти в карман редактора. А таких авторов на проекте может быть 5-10 человек. Берем калькулятор и считаем: 10 человек ежемесячно отстегивают в карман редактора 10-20 тысяч. Получается в среднем 100-200 тысяч рублей ни за что, и это помимо зарплаты. И это еще не все. Кидают авторов даже на самых верхах.
—Я пробовал работать с продюсером, который делал проект для Первого канала и сбежал на стадии синопсиса, поскольку понял: мне не заплатят. Коллеги рассказали: продюсер любит искать молодые таланты, преимущественно из провинции, обещает золотые горы, предлагает заключить контракт и отправить его по почте. Но когда ты делаешь половину работы, узнаешь, что он контракт так и не подписал, и в титры тебя никто не ставит. Он там выступает и как автор сценария, и как режиссер, и как продюсер. А тебя там нет, тебя выкинули. На твое место пришел такой же дурачок, который дописывает второй вариант, потом третий… Никому не платят. И так по кругу, — рассказал Николай. На вопрос, сколько бы Николай получил, если бы отработал на проекте до конца, сценарист гигантскую сумму. C одного такого гонорара можно купить неплохой автомобиль.
К слову, подобным образом обжуливают не только сценаристов, но и начинающих актеров. Происходит это на кастингах, где некоторым приходится выкладывать по 10-20 тысяч просто для того, чтобы прийти на пробы, и это без гарантии, что они получат роль. Это, конечно, не повсеместная практика, но в профильных группах актеры жалуются, что это как привет из девяностых. Но это совсем другая история.
Остается открытым вопрос: почему так мало и редко возникает громких дел по краже интеллектуальной собственности. Юристы разводят руками: доказывать свою правоту порой очень дорого.
—Проблема в том, что у нас система защиты авторского права в юриспруденции вообще не развита, в отличие от практики западных стран. Суммы морального вреда мизерны, человек заявляет в иске, скажем, два миллиона, а ему присуждают 20 тысяч, что не покрывает даже расходов на адвоката. Авторское право регулируется нормами международного права - это – Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений, Договор ВОИС по авторскому праву. В России ч.4 Гражданского кодекса была принята лишь в 2006 году. Однако, развитие сети интернет не было учтено разработчиками и было порождено множество правовых пробелов, влекущих проблемы правоприменительной практики. Главная проблема - это пиратство. Мы все привыкли и любим смотреть фильмы, сериалы, слушать музыку - бесплатно. Почему я должен платить за то, что есть в бесплатном доступе во вполне приемлемом качестве? Так, в популярной сети ВКонтакте в 2017 г. появляется платная подписка на музыку, что является защитой авторов. Однако, главный вопрос состоит в разграничении понятий авторское право и право гражданина на информацию, — прокомментировала юрист Елена Попова.
Что до театров, то отследить где на просторах России идут премьеры по твоим произведениям, автор может не всегда. А теперь давайте посчитаем: в среднем в театре в театральный сезон идет порядка 20 пьес, и если теоретически предположить, что недобросовестный руководитель кладет в карман по 5-10 тысяч с каждого спектакля, минуя карман автора, получается неплохая прибавка к зарплате. Подобное возмущает и директоров театров, потому что из-за жаждущих легкой наживы дельцов страдает репутация приличных заведений.
— Конечно, истории с кражей интеллектуальной собственности возмутительны, а ведь порой они сходят с рук. Хорошо, что сейчас к этим ситуациям относятся серьёзнее. Авторские права должны быть защищены, и подходить к этому вопросу нужно как во всём цивилизованном мире. Автор – собственник произведения, и он вправе принимать решение, как распорядиться своей пьесой. Ведь может случиться, что театр по какой-то причине не соответствует пониманию автора об искусстве и так далее, и тогда он может отказать в постановке.
В «Красном факеле» всегда уважительно относятся к чужой интеллектуальной собственности. Бывает, что после первых переговоров мы с авторами продолжаем общение: приглашаем на премьеры спектаклей по их пьесам, договариваемся о дальнейшем сотрудничестве. Уже дважды к нам приезжал донецкий драматург Алексей Куралех, в марте прошлого года нас посетила Марина Крапивина — и мы всегда рады таким встречам, — прокомментировал «МК в Новосибирске» директор театра «Красный факел» Александр Кулябин.
С этим надо что-то делать, в один голос заявляют и сценаристы, и порядочные деятели культуры, однако до сих пор проблема не решена, в том числе и на законодательном уровне.
Ранее в материале «МК в Новосибирске» рассказывалось, что новосибирский скульптор поставил на поток изготовление силиконовых чудовищ.