История создания студии скульптуры и бутафории Free Art началась в 2016 году, когда ее основатель Иван Плотников, начинавший свою карьеру в Музее смерти новосибирского крематория, открыл собственное предприятие. Ивану показалось, что в необычном направлении есть развитие, а монстры из силикона будут востребованы.
«В настоящее время нас работает 13 человек, но по сравнению с 2016 годом увеличилось количество приходящих сотрудников, в том числе из других организаций. Ребята приходят на подработку, есть стажеры, которые в перспективе у нас останутся. Можно сказать, что производство выросло», - рассказал Плотников «МК в Новосибирске».
Еще четыре года назад основным направлением работы студии были силиконовые чудовища, которые изготавливались для квестов. Но в настоящее время Плотников начал выбирать заказчиков и заказы. Теперь в студии делают куда меньше кровавых монстров и выпотрошенных жертв. Гораздо интереснее работать с различными музеями современного искусства, краеведческими музеями со всей России, точнее, в основном с ее западной частью. Недавно силиконовые фигуры из серии «Древняя Русь» отправились в Оренбургскую область, город Спас-Деменск.
«Самым дорогим в нашей практике стало полное наполнение музея: это от 20 до 40 экспонатов. На данный момент мы не можем из-за коммерческой тайны открывать, где работали в последний раз, но в 2023 году откроется музей, в котором будет выставлено 40 наших фигур», - рассказал Иван Плотников.
Среди фигур, которые делают во Free Art – бывший американский президент Трамп, Самара – девочка-демон из фильма «Звонок», пришельцы из фильма «Люди в черном», знаменитый Хищник и многие другие. Посмотреть на них в Новосибирске можно, например, в "Музее селфи", расположенного в многофункциональному культурном центре "Дом с колесом".
На то, чтобы создать одну скульптуру, требуется примерно два месяца. Мастер-модель поначалу лепят из скульптурного пластилина, после снимается форма из стеклопластика, которую заливают силиконом. Внутрь фигуры помещается металлический каркас, чтобы модель было нельзя сломать руками. На одну модель требуется потратить около 200 пачек пластилина. При заливке используется вандалоустойчивый силикон, используемый для пищевой промышленности, например, для отливки шоколадных изделий. Такой материал не окисляется, не дает усадки, не меняет цвет. Стоимость такой фигуры превышает 150 тысяч рублей, но на цену может повлиять встраиваемая электроника, позволяющая фигурам шевелиться и моргать, или даже светиться. В случае падения с высоты своего роста стеклопластиковая модель сломается. А вот силиконовая максимум получит царапины.
Самыми крохотными изделиями в мастерской являются брелоки, их заказывают различные предприятия. Самой крупной моделью стала девятиметровая фигура инопланетного чудовища, для съемок в фильме «Любовь и монстры». Так новосибирские мастера впервые попали в большой кинематограф.
«Как оказалось, создатели картины давно наблюдали за нами в Instagram, потом наткнулись на рекламу. Им как раз нужны были такие фигуры и срочно. Мы в кинопроизводстве не разбирались, потому охотно откликнулись на это предложение. В итоге месяц почти не спали, но выполнили заказ, сделав три фигуры инопланетных монстров. Это был наш первый опыт работы в полнометражном фильме. Часть коллектива, и я, в том числе отправились на съемки в Болгарию. Очень жаль, что в прокате фильм провалился», – рассказал Иван Плотников.
Коронавирусные ограничения на работу предприятия никак не повлияли. Разве что в прошлом году половина коллектива свалилась с ковидом, что, конечно, отрицательно сказалось на сроках изготовления изделий. Другое дело, что всеобщее удорожание цен повлияло на стоимость изделий и скорость их изготовления.
«С поставкой материала регулярно возникают проблемы, поскольку большая их часть импортная. Да и доставка очень подорожала. С начала прошлого года стоимость материала выросла на 20% в среднем, очень подорожал металл, из которого делается каркас фигуры, в два раза подорожал силикон, композитные материалы. К примеру, эпоксидные смолы выросли в цене с 290 до 720 рублей за килограмм», - поделился Иван Плотников.
Казалось бы, работая с таким материалом, как силикон, Плотников мог бы наладить весьма прибыльное производство секс-кукол, которое в дружественном Китае поставлено на поток, но, несмотря на регулярные предложения, Иван это делать отказывается, не беря заказы ни на полноростовые секс-куклы, ни на фаллоимитаторы.
«Зачем? Для меня в этом нет никакого творчества. Мне важнее поставить цель и достигнуть ее», - заявил Плотников.
Ранее в материале «МК в Новосибирске» актер Евгений Дятлов рассказал, как переживает ковидные времена