Преподаватель из Новосибирска собрал армию миниатюрных солдат: от викингов до современности.
Михаил Бондаренко, выпускник магистратуры института истории, гуманитарного и социального образования (ИИГСО) НГПУ, превратил своё детское увлечение военно-исторической миниатюрой в масштабную коллекцию, насчитывающую более тысячи фигурок. Сегодня он преподаёт историю в одном из новосибирских вузов, но продолжает поддерживать тесные связи с родным университетом, где недавно представил свою уникальную экспозицию.
Военно-историческая миниатюра стала хобби Михаила ещё в детстве. Сначала это были классические пластиковые фигурки революционных солдат и матросов, знакомые многим ребятам его поколения. В 14 лет он перешёл на более серьёзные модели — полиэтиленовые миниатюры масштаба 1:72. «Мы с отцом собирали огромную коллекцию, которая охватывала практически всю мировую историю — от древних египтян до современных пехотинцев стран НАТО», — рассказывает Михаил. Однако эти фигурки оказались непрактичными: краска с них постепенно осыпалась.
Сейчас его коллекция состоит из более качественных материалов: оловянных, пластиковых и смоляных миниатюр в масштабе 1:56. Они удобнее для раскрашивания и отличаются высокой исторической достоверностью. На выставке в ИИГСО Бондаренко представил около 800 персонажей, охватывающих почти тысячелетнюю военную историю Евразии: от викингов и средневековых рыцарей до участников Крымской войны и наполеоновских сражений, сообщает пресс-служба НГПУ.
Михаил Александрович не только коллекционирует миниатюры, но и активно использует их в своей педагогической практике. Он подчеркнул, что такие «наглядные пособия» помогают студентам и школьникам лучше понять исторические события. Например, на выставке он рассказал гостям о берсерках, обучении средневековых лучников, различиях между драгунами и рейтарами, а также продемонстрировал артефакты с настоящих полей сражений, включая пушечные ядра XV века из Италии и пули с Бородинского поля.
«Для учителя истории такое хобби может быть особенно полезным. Оно позволяет сделать уроки более увлекательными и доступными для учеников», — отметил Бондаренко. Он также поделился опытом использования миниатюр при изучении таких тем, как образование Древнерусского государства, Смутное время, присоединение Сибири, Отечественная война 1812 года и героическая оборона Севастополя.
Особое внимание преподаватель уделил возможностям применения миниатюр в организации внеурочной деятельности. По его словам, такие игры могут стать не только развлечением, но и способом углубить знания об истории.
Несмотря на очевидные преимущества, военно-историческая миниатюра остаётся довольно редким хобби в России. Михаил считает, что многие воспринимают его как дорогое увлечение, хотя другие хобби могут потребовать не меньших затрат. Чтобы популяризировать своё увлечение, он ведёт группу в социальной сети «ВКонтакте», где делится секретами приобретения, раскраски и использования миниатюр в образовательных целях.