О прошлом, настоящем и будущем предприятия, генеральный директор Группы компаний «Автолига» Игорь Кошкин рассказал «Московскому комсомольцу в Новосибирске».
- Игорь Иванович, расскажите, пожалуйста, с чего все начиналось?
- Все началось 11 лет назад. До этого я работал в одном из автоцентров Новосибирска, в качестве наемного сотрудника.
- А почему вы решили заняться автомобилями? На это повлиял предыдущий опыт?
- Абсолютно нет. Все получилось случайно, впрочем, как и все в нашей жизни. После того, как я остался без работы, мне предложили работу в большом автомобильном холдинге.

- Первый автомобиль, который вы начали продавать в своем автоцентре – это «УАЗ». С чем это связано? С любовью к внедорожникам или поддержке российского автопрома?
- В то время, да и сейчас, особой возможности выбора не было. У нас сложился достаточно жесткий рынок. Я бы с удовольствием занимался Ferrari или Bentley. При этом я бы получал только моральное удовлетворение, но ни как ни экономическое или финансовое.
«УАЗ» – это тоже была случайность. После того, как я оказался в самостоятельном поиске и был предоставлен сам себе. Мне поступило предложение от хороших знакомых, которые в то время были руководителями подразделений на Ульяновском автозаводе. Они-то мне и предложили создать дилерский центр «УАЗ» в Новосибирске.
Кроме опыта работы в качестве наемного директора в автомобильном дилерском центре у меня не было ничего. Начинали с нуля втроем.
- Тем не менее, за 11 лет удалось сделать многое. Расскажите, пожалуйста, о структуре вашей компании?
- В Группу компаний «Автолига» входит четыре дилерских центра, расположенные в двух автоцентрах. Это, прежде всего «УАЗ», Ford – коммерческий транспорт, Peugeot и Citroën, пикапы Isuzu, и китайские бренды Chery, FAW и Haval.
Бренды Chery, FAW производят непосредственно в Китае, а Haval в Тульской области.

- Какой бренд из такой большой линейки ваш самый любимый?
- Самый любимый – это тот, с которого начинали – автомобили «УАЗ». Потому что этот бренд, который мы пытались поднять с нуля. По крайней мере, для себя. Это бренд, который сейчас является, если не определяющим, то одним из основных в портфеле компании. Кроме того, он позволил достичь определенных результатов в автомобильном бизнесе. Мы уверенно входим в пятерку самых крупных дилеров по стране. В этом году мы по объемам продаж и реализации автомобилей «УАЗ» планируем стать третьими. Мы периодически получаем различные премии и регалии за качество обслуживания автомобилей. Кроме того, у нас большая география поставок. От Краснодара до Магадана и Камчатки.
- Но ведь это совершенно в разных сторонах страны. Ульяновск к Краснодару ближе, чем Новосибирск? Как вам это удалось?
- Не всегда расстояние и география играют роль. Потому что, как правило, основным конкурентным фактором является время и скорость поставки. Если, например, организации нужны автомобили здесь и сейчас, то та компания, у которой достаточно неплохие обороты и автомобильные склады, а также большой выбор автомобилей может удовлетворить запросы заказчика. Компания, которая обладает пятью-шестью комплектациями, или сразу может поставить 15-20-30 машин одновременно находится в более выигрышном положении, чем компания, у которой обороты поскромнее.
Кроме того, у нас неплохо налажена логистика. Мы не боимся дальних поставок. В нашей практике был уникальный случай – поставки автомобилей на остров Шпицберген. Мы понимаем, что значит поставлять автомобили не только железнодорожным или автотранспортом, но и водным транспортом или воздушным. При этом мы не только поставляем, но и ведем сервисное обслуживание. К сожалению, сейчас, из-за пандемии коронавируса и карантинных мероприятий не всегда получается отправить специалиста для оперативного осуществления сервисного обслуживания в такие места, куда можно добраться только вертолетом. Чтобы туда попасть сервисной бригаде, сначала они должны отсидеть на карантине в течение двух недель, а потом еще столько же по возвращению. Мы не можем себе позволить, чтобы наши сотрудники четыре недели находились без работы. А клиенты не могут оставаться без автомобиля.

- И как находите выход из сложившейся ситуации?
- Как и все в сложившейся ситуации. Лечат же у нас людей по телевизору. Вот и мы чиним автомобили через видеоконсультации. Но это в том случае, если это позволяют технические возможности.
- Повлиял ли коронавирус на продажи автомобилей?
- Вы знаете, сейчас проблемы не только у нас, но и у большинства автодилеров. И дело не только в покупательском спросе, а в том, что все масштабнее проблемы, связанные с эпидемией, наверное, отразились, прежде всего, на производственных цепочках, на готовности производителей насытить существующий спрос. На сегодняшний день очень часто бывает так, что не всегда есть весь ассортимент и необходимое количество автомобилей. Удлинились сроки поставки автомобилей. Мы же по большому счету все живем в условиях макроэкономики. В любом автомобиле доля китайских запчастей достигает 80 процентов.
К концу году, мы вынуждены констатировать то, что часть контактов, заключенных с юридическими лицами, будут перенесены на следующий год. Не стравляются производители с поставками автомобилей. Тем не менее, мы готовы брать на себя ответственность, заключать договора, иногда с отлагательными условиями поставок. Мы прекрасно понимаем, что вся страна борется с коронавирусом. На тот же самый «УАЗ» поступил заказ от Минпромторга на 2500 машин для Министерства здравоохранения.
- Что нужно для того, что привлечь в Новосибирск новый автобренд?
- Чтобы запустить на той или иной территории импортер или производитель изучает рынок. Достаточно или не достаточно тех игроков, которые есть. Если принимается положительное решение, то объявляется конкурс. В нем могут принять участие все, при определенных условиях: опыт, наличие площадки, возможность построить базу с определенными характеристиками, может открыть дилерский центр.
- Что в будущем группа компаний «Автолига» может предложить новосибирским, да и не только покупателям автомобилей.
- Сейчас мы находимся на этапе запуска еще одного центра, в котором будут представлены три отличных модели. Он будет объединяющим, с большим автосервисом. А располагаться он будет на левом берегу. Первую очередь планируем запустить осенью следующего года. Мы не можем сказать, какие бренды будут представленные. Можно сказать, что это будет современный автоцентр.

- Вы всегда стараетесь украсить город необычными объектами. Что-то еще планируете открыть?
- Мы хотим заниматься не просто бизнесом, а статусным бизнесом. Это означает делать свое дело лучше, чем это было до тебя. Статусность также предполагает какую-то эксклюзивность, необычность, неординарность. И, конечно же, место, где ты занимаешься бизнесом, должно быть отмечено. Именно поэтому мы создали инсталляцию «Притяжение луны» на улице Станционной. Сама площадка обязывает. Это въездные ворота в город. Хотелось бы, чтобы въезжая в город, гости и жители видели, что-то, что оставляло бы в них мысль о развитии Новосибирска.
Группа компаний «Автолига»:
Автоцентр «Автолига-Сибирь»
Адрес: Новосибирск, ул. Богдана Хмельницкого, 128.
Телефон: +7 (383) 233 66 33
Автоцентр «Луна Авто»
Адрес: г. Новосибирск, ул. Станционная, 98/2
Телефон: +7 (383) 233-55-33