Сотрудников наркополиции осудили за фальсификацию результатов работы

Бывший «вежливый человек» подвел под монастырь себя и старшего товарища

Бывший «вежливый человек» подвел под монастырь себя и старшего товарища
Громкое дело о том, как работники наркоконтроля фальсифицировали результаты своей работы, закончили рассматривать в Центральном райсуде Новосибирска. (Источник изображения: i.ytimg.com)

Совершенно бесславный случай произошел в новосибирской наркополиции в 2016 году. Группа сотрудников управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков попалась на фальсификации результатов оперативно-розыскной деятельности. Выявить нарушителей законов и должностных инструкций позволили усилия управления собственной безопасности ГУ МВД НСО. В начале нынешней недели суд вынес приговор по этому делу.

Что произошло

В феврале 2016 года новосибирская полиция задержала гражданина Савина, который вместе с другом употребил наркотики в санузле одного из торговых центров города. Молодых людей поймала охрана, которая вызвала полицию. Задержанных доставили в РОВД «Заельцовский».

Из отделения полиции задержанных забрал сотрудник главного управления по контролю за оборотом наркотиков (ГУНК) ГУ МВД НСО лейтенант Роман Смагин, которого сопровождал его коллега, младший лейтенант Вадим Сарыев. Савина и его друга доставили в офис ГУНК на ул. Октябрьской, 35, где обездвижили при помощи наручников, сковав мужчин друг с другом.

Учитывая, что у задержанных наркотиков не нашли, они фактически были лишь административно задержанными, подчеркивает суд. Однако у Смагина появился умысел утяжелить задержанному Савину жизнь и инкриминируемое деяние, а заодно «повысить» рабочие показатели раскрываемости преступлений. Смагин изучил содержимое переписки Савина, хранящейся в его телефоне, и обнаружил, что задержанный периодически покупает наркотики бесконтактным способом, через сеть интернет у поставщика с псевдонимом Лексус.

Смагин, применяя грубую физическую силу (нанося удары в затылочную область головы и область брюшной полости задержанного), стал вынуждать Савина купить наркотики у Лексуса. Савин возразил: мол, денег на телефоне нет, интернет не работает, списаться с наркоторговцем не могу. Тогда полицейский Роман Смагин внес на лицевой счет задержанного 20 руб. из собственного кармана — чтобы Савин смог купить зелье и оговорить себя в страшном преступлении: распространении наркотиков.

Савин вышел на связь с торговцем и попросил предоставить наркотики для реализации. Через некоторое время Лексус прислал координаты тайника-закладки в районе ул. Достоевского. Параллельно Смагин и Сарыев привлекли к своему замыслу офицера более высокого ранга — майора Романа Кутлюба. Кутлюб присутствовал в служебном автомобиле, на котором полицейские повезли наркозависимого за запрещенными веществами.

Замысел наркополицейских был примитивен: заставить наркомана поднять только что купленную «закладку» и тут же задержать его с понятыми — якобы в результате кропотливого наблюдения. Когда задержанный искал тайник с наркотиками, полицейские предупредили его: попробуешь бежать — откроем огонь. В результате под прицелом табельного оружия офицеров наркозависимый поднял с земли наркотики (а именно: вещество под названием альфа-PVP, или на сленге зависимых — «соль») и стал фигурантом срежиссированного полицейским уголовного дела о покушении на сбыт наркотиков в крупном размере. Полицейские пригласили понятых и в их присутствии героически «нашли» у Савина наркотики (те самые, которые заставляли поднять под прицелом пистолета).

Каким-то чудом (а именно благодаря усилиям отдела собственной безопасности ГУ МВД НСО) преступный замысел людей в погонах раскрыли и пресекли. Первые следственные действия произошли уже в марте 2016 года. В возбужденном уголовном деле гражданин Савин фигурирует как потерпевший, а сотрудники органов — в качестве подозреваемых.

В зависимости от степени вовлеченности в преступление суд разделил подсудимых по степени их вины. Так, поскольку Сарыев и Кутлюб, согласно материалам дела, не избивали задержанного, а также занимали пассивную позицию в афере (и совершили, в отличие от Смагина, преступление не высокой, а средней степени тяжести), их наказание оказалось более легким, чем приговор Романа Смагина. Более того, значительную часть времени, в течение которого проходили предварительное и судебное следствие, г-да Сарыев и Кутлюб находились под домашним арестом, тогда как Смагин прожил это время в СИЗО.

Как отметила судья, вынося приговор Роману Смагину, она учла смягчающее обстоятельство. Оказывается, таким обстоятельством можно считать тот факт, что бывший полицейский был награжден медалью «За возвращение Крыма». В итоге Смагина приговорили к трем годам и одному месяцу лишения свободы в колонии общего режима и лишили права занимать посты в полиции, связанные с исполнением функций представителя власти, на два года, а также лишили специального звания «лейтенант полиции». Также Роману Смагину придется выплатить потерпевшему компенсацию морального вреда. Каждый день в СИЗО, где Смагин провел около полутора лет, ему зачтут за полтора дня отбывания наказания.

Вадима Сарыева приговорили к двум годам и трем месяцам лишения свободы в колонии-поселении с запретом работать в полиции на срок два года. К месту отбывания наказания Сарыев должен будет добраться самостоятельно. Майора Кутлюба приговорили к лишению свободы в колонии-поселении на срок 1,5 года и лишили права работать в полиции в течение двух лет после освобождения. Суд учел, что у Кутлюба есть двое несовершеннолетних детей, и принял это как смягчающее обстоятельство.

Мнение полиции

Пресс-служба регионального главка МВД распространила официальный комментарий управления о ситуации. Приводим его полностью:

— Факт противоправной деятельности полицейских был выявлен сотрудниками службы собственной безопасности ГУ МВД России по Новосибирской области. Все подозреваемые отстранены от выполнения служебных обязанностей.

По материалам проверки, предоставленным ГУ МВД России по Новосибирской области, следственными органами СУ СК России по Новосибирской области в отношении полицейских возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных статьями 286 (превышение должностных полномочий) и 303 (фальсификация доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности) Уголовного кодекса Российской Федерации.

В случае установления вины сотрудников полиции они будут уволены из органов внутренних дел и понесут наказание в соответствии с действующим законодательством, а их непосредственные руководители будут привлечены к дисциплинарной ответственности.

Что говорит обвинение

На разных этапах судебного следствия дело вели два представителя гособвинения: помощник прокурора Центрального района города Новосибирска Ксения Короед и старший помощник прокурора Центрального района города Новосибирска Евгений Громов.

— Суд вынес по этому делу обвинительный приговор — и в этой части мы согласны с вердиктом, — комментирует Евгений Громов. — Такие действия сотрудников правоохранительных органов, тем более повлекшие тяжкие последствия в виде привлечения к ответственности лица, заведомо невиновного в совершении особо тяжкого преступления, должны получать принципиальную оценку суда. Что касается позиции прокуратуры относительно назначенных сроков наказания и судебной оценки прозвучавших фактов и обстоятельств — окончательную позицию обвинения мы подготовим и озвучим в установленный законом срок. Пока рано говорить, будем ли мы обжаловать судебное решение.

Родственники и защита

К сожалению, законные представители подсудимых не стали комментировать приговор. Так, например, один из них отказался сказать что-либо в защиту своего доверителя, сославшись на то, что зачитанную судьей речь было плохо слышно. «Никто тебе ничего не прокомментирует», — также сообщил он корреспонденту «МК» в Новосибирске».

Между тем родственники г-на Смагина попросили «написать о нем хорошо». Друзья бывшего полицейского также помогли разобраться в вопросе, который остался не до конца освещен в ходе судебного заседания. По их словам, потерпевший по делу Смагина — Савин — действительно был наркоманом. Они даже сообщили, что сегодня г-н Савин отбывает наказание в местах лишения свободы.

Адвокат Романа Смагина тоже отказалась прокомментировать приговор. Однако как частное лицо она заметила, что «возмущена тем, что сотрудники полиции вынуждены садиться в тюрьму из-за наркоманов». И, вероятно, такая позиция даже имеет неоспоримое право на жизнь.

Однако гуманная Конституция России не делает различий между своими подданными. Конституции все равно, наркоман человек или нет. И постулаты этой самой Конституции, верховного закона страны, подсудимые неоднократно нарушили в ходе своего преступления — о чем неоднократно и неустанно говорила в ходе заседания судья Оксана Ефремова. В частности, злоумышленники нарушили право потерпевших взять и уйти.

Но даже не говоря о кощунственных нарушениях Конституции, по этому делу можно заметить кое-что важное. Страшно подумать, что будет, если коварные западные СМИ пронюхают, как доблестный «вежливый человек», получив медаль «За возвращение Крыма», вернулся «на гражданку» и начал «защищать» людей так же, как это сделал Роман Смагин и его подельники: избивая самых слабых, зависимых россиян и провоцируя их на преступления под прицелом табельного пистолета. Упаси Господь, если досужий западный разум проведет параллели между мирным и добровольным референдумом в Крыму и принуждением взять на себя тяжелейшую уголовную вину. Но, к огромному сожалению, «антиподвиг» «вежливого человека» Романа Смагина развязал таким ораторам руки.

(Редакция «МК» в Новосибирске» оставляет за собой право в тех или иных моментах немного неверно расслышать речь уважаемого суда и допустить добросовестную ошибку в части сроков, назначенных некоторым из подсудимых).

Сюжет:

Возвращение Крыма

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №40 от 26 сентября 2018

Заголовок в газете: «Доблесть» в погонах

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру