Самолет Airbus A-320 следовал по маршруту Сочи-Омск. До посадки самолета в Омске оставалось совсем немного, однако пилот обнаружил, что отказала «зеленая» гидросистема.
Всего на этом самолете три гидросистемы — есть еще «желтая» и «голубая». Функции между ними распределены, и «зеленая» отвечает, в частности, за работу спойлеров (это тормозные щитки на самолете) и закрылков. При ее отказе самолет можно посадить, просто требуется больший пробег после приземления.
Именно по этой причине экипаж решил, что длины взлетно-посадочной полосы Омского аэродрома не хватит, зато Новосибирского — вполне. Однако этот план был нарушен силами стихии: встречный ветер спровоцировал быстрый расход топлива. Пришлось садить воздушное судно поближе, выбор пал на поле в 185 километрах от Толмачево.
Кто виноват?
4 ноября 2023 года, спустя 3 месяца после происшествия, Росавиация завершила расследование. Документ с материалами расследования находится в распоряжении «Известий».
В месте заделки гибкого шланга приводного цилиндра правой створки ниши основной стойки шасси нарушилась целостность из-за естественного износа. Поэтому давление в «зеленой» гидросистеме упало.
Ошибка пилотов заключалась, во-первых, в принятии необоснованного решения лететь до Новосибирска. При расчетах не был учтен остаток топлива и его необходимое количество для завершения полета. Во-вторых, полет до Новосибирска проходил с выпущенным шасси — не хватило давления гидросистемы.
В документе Росавиации отмечается, что решение о посадке самолета в поле на фоне всех допущенных ошибок было единственным верным и грамотным. По итогам расследования были даны рекомендации авиакомпаниям по пересмотру порядка расчета топлива с учетом возможных отказов систем.
Как отреагировали пассажиры?
«Мы увидели, как по салону стал распространяться дым, и все поняли, что ничего не закончилось. Нам кричали бежать подальше от самолёта. Мы побежали в лесок», — рассказала Алина в разговоре с журналистом Сиб.фм.
Люди не понимали, что садятся в поле. После приземления пассажиры начали аплодировать экипажу воздушного судна. В целом сотрудники старались не сеять панику, а наиболее эффективно подготовить людей к экстренной ситуации.
Кое-кто успел попрощаться с близкими, но пострадавших на борту не оказалось. Только одному мужчине понадобилась медицинская помощь из-за повышенного артериального давления.
На место происшествия прибыл заместитель губернатора Новосибирской области Сергей Семка. Для пассажиров аварийного судна организовали трансфер до дома, некоторые отправились в Новосибирск. На месте работали психологи.
Авиакомпания «Уральские авиалинии» объявила о выплате компенсации в размере 100 000 рублей каждому пассажиру за пережитые стрессовые моменты.
Как сложилась судьба пилотов?
На борту находилось 2 пилота: Сергей Белов и Эдуард Семёнов. На время расследования инцидента их отстранили от полетов. К профессии мужчины не вернулись до сих пор.
Пилоты были вынуждены писать заявления на отпуск без сохранения зарплаты и жить на сбережения. Авиакомпания предложила наземную работу, но сотрудники отказались. Эдуард Семенов начал подрабатывать таксистом и грузчиком, чтобы содержать семью. Известно, что мужчина уже находится на пенсии. А вот бортпроводники вернулись к работе в ноябре того же года.
Что с самолетом?
Воздушное судно стало местной достопримечательность, сюда приезжают туристы, а местные продают магнитики.
Глава Убинского района предложил переместить лайнер в райцентр и организовать вокруг экспоната виртуальную выставку. 6 сентября 2024 года среди местных жителей начала распространяться новость о том, что самолет разбирают.
«То, что самолёт разберут и вывезут, это совершенно точно. А вот о том начали они это делать или нет сказать не могу», — рассказал глава района Олег Конюк журналистам районной газеты.
МК в Новосибирске составил подборку фотографий из чистого поля, где сейчас находится самолет Уральских авиалиний.