По словам главного онколога региона, небольшие перебои в графике поставок в прошлом году действительно были, однако они никак не сказались на лечении больных, а вызваны были объективными факторами: прекращением международного авиасообщения из-за пандемии коронавирусной инфекции.
«Были определенные задержки, связанные с поставкой химиотерапевтических препаратов в связи нерегулярным авиасообщением, но все пациенты получили химиотерапевтическое лечение, никому мы не отказали. В настоящее время должен сказать, что все негативные моменты устранены, и недостатка мы не наблюдаем», ‒ сказал Захаров.
Нужно упомянуть, что существует и другая точка зрения на проблему, в корне отличная от представленной Вадимом Захаровым. Еще в конце весны родственники онкопациентов, затем общественные организации, а затем ФАС, Минздрав и Минпромторг обнаружили, что люди, страдающие онкологическими заболеваниями, стали жертвами так называемого «правила третий лишний». Согласно этому правилу, в конкурсах на поставку целого ряда товаров, в том числе и медикаментов, не могут участвовать иностранные производители, если подано не менее двух заявок от производителей из Евразийского экономического союза. осенью прошлого года президент новосибирского благотворительного фонда «Защити жизнь» Евгения Голоядова с горечью рассказала нашему изданию, что с отечественного рынка препаратов для онкобольных едва ли не в одночасье «вымылись» 26 самых популярных импортных препаратов. Между тем российские предприятия, которые должны компенсировать спрос на них и получившие для этого солидные государственные инвестиции, не справились с требуемыми объемами поставок.
Больные были вынуждены скупать препараты в странах ближнего зарубежья, порой из частных рук, поштучно. Когда федеральные ведомства спохватились, выяснилось, что зарубежные поставщики уже ушли с внезапно закрывшегося российского фармрынка.
Федеральная антимонопольная служба была вынуждена экстренно организовать вывод из-под правила «третий лишний» дефицитных препаратов, Минпромторг организовал точечные закупки по заявкам конкретных медицинских учреждений. Минздрав по ускоренной процедуре внес в правительство проект постановления, которое позволило бы «оперативно реагировать на негативное изменение ситуации с лекарствами, когда появляется риск их дефицита на рынке, и не допустить его».
Вероятно, именно на Новосибирской области эта роковая ошибка кабинета министров сказалась в наименьшей степени – по заявлению главного онколога Новосибирской области Вадима Захарова ситуация с поставками противоопухолевых препаратов у нас была быстро и полностью стабилизирована.