Бывший глава новосибирской ГЖИ оказался в центре самарского скандала

Евгений Пономарев возглавил компанию, переводившую «ремонтные» деньги в Москву

Евгений Пономарев возглавил компанию, переводившую «ремонтные» деньги в Москву
Карикатура Алексея Меринова

Евгений Пономарев возглавил компанию, переводившую «ремонтные» деньги в Москву

В середине февраля губернатор Новосибирской области назначил руководить областной Госжилинспекцией (ГЖИ) бывшего начальника Дзержинской районной администрации Александра Полищука. Это событие — хороший повод вспомнить, почему ушел бывший руководитель ГЖИ Евгений Пономарев, и поинтересоваться, как сложилась его жизнь после увольнения. Тем более что сложилась она интересно, с огоньком.

Контекст

Осенью 2017 года небольшие новосибирские управляющие компании в ЖКХ объединились в отраслевой союз, который назвали «Единство». Поводом для этого стала агрессивная экспансия московского коммунального холдинга, которую в Новосибирске осуществляли структуры компании «МКС» (Мой коммунальный стандарт).

Фактически, в Новосибирске полыхала рейдерская война: на пресс-конференции местные жилищники заявили, что их вынуждают за бесценок переуступать находящиеся в управлении жилые площади компании «МКС».

Некоторые руководители небольших новосибирских УК сообщили о криминальных методах экспансии: строптивым новосибирцам поджигали машины и офисы. Кроме того, сопротивляющихся бизнесменов заваливали штрафами из ГЖИ, клеветой в публичном пространстве и атаковали при помощи различных СМИ, выпускаемых под видом общественных.

Одним из орудий структур МКС в этой борьбе стала организация «Гражданский патруль» и одноименные газеты в Новосибирске и городе Обь. Возглавляемая «общественником» Ростиславом Антоновым организация публиковала в этих газетах критические материалы о работе местных управляющих компаний, фактически — конкурентов МКС. При этом, по оценкам очевидцев, материалы «Гражданского патруля» были лживы и намеренно нагнетали напряженность аудитории. В городе Обь деструктивную позицию «Гражданского патруля» обсуждали даже муниципальные власти.

Однако на одной из пресс-конференций Антонов проговорился, а его партнеры из «МКС» подтвердили, что печать тиража «Гражданского патруля» оплачивал московский коммунальный холдинг. Таким образом, предвзятое и ангажированное отношение Антонова к работе стало очевидно, как и его финансовая связь с самым крупным и агрессивным игроком рынка.

В мае прошлого года в Новосибирске прошел многолюдный митинг, на котором собравшиеся заявили, что «МКС» «купил» ГЖИ, и что глава инспекции Евгений Пономарев может оказаться коррупционером. Под лозунгом «Мы против коррупции в ГЖИ НСО» митингующие попросили региональные власти уволить Пономарева с поста.

И власти прислушались: до конца лета-2018 Пономарев в статусе чиновника уже не доработал. Уволившись 21 августа, Евгений Александрович заявил — мол, ему дали понять, что в Новосибирске он штрафовал не тех, кого следовало, и что теперь работать в городе ему не дадут. Пономарев также отметил, что собирается переехать в другой регион. Тогда же стало известно, что, скорее всего, бывший начальник новосибирской областной ГЖИ перейдет работать… в одну из структур компании «МКС» в Самарской области. И назначение должно было произойти почти сразу, на той же рабочей неделе. То есть связь между начальником ГЖИ и «МКС», видимо, действительно была. Что получилось из переезда Пономарева — в материале «МК в Новосибирске».

Новое назначение

Вскоре после увольнения Евгения Пономарева в Новосибирске, его полный тезка стал директором сразу трех управляющих компаний в Самаре: крупнейшей — ООО «ЖКС», а также ООО «УО «Коммунальник» и ООО «Управляющий жилищно-коммунальный комплекс» (УЖКК). В сумме эти компании управляют тысячами самарских домов — активы одного лишь «ЖКС» включают около 1800 многоквартирных жилых объектов, примерно 18% всего жилого фонда города. Все они — «дочки» московской инвестиционной компании «ДомКом Инвест».

Самарская пресса объясняет, что «ДомКом Инвест» связан с бывшим руководителем центрального, московского МКС — тольяттинским бизнесменом Николаем Брусникиным. По данным портала «Дело. Расследования & Рейтинги», Брусникин управлял коммунальными активами Михаила Абызова, объединенными в «МКС». В управлении у компании было 13 млн кв. м жилья. Однако впоследствии у «МКС» сложилось плохо пахнущее реноме: компания погрязла в судебных процессах и банкротствах, кроме того, ее критиковали за то, что она выводила деньги сибирских собственников в офшоры.

В результате Брусникин выступил продавцом основной части бизнеса «МКС». Пакет в 75% ее активов перешел «ДомКом Инвесту». Некоторые наблюдатели отмечают, что связь «ДомКом Инвеста» и «МКС» прослеживается, в частности, в логотипах: на обоих присутствует элемент в виде капли (которая «точит камень»), но в варианте «ДомКома» он перевернут.

Интересно, что в то время как руководить сразу тремя компаниями «ДомКома» в Самаре стал бывший новосибирский чиновник, в этом же городе резко активизировалась публичная группа «Гражданского патруля» во Вконтакте. Хотя этот паблик существует с 2015-го, в течение полугода до назначения Пономарева в нем не появилось ни одной публикации.

Однако осенью 2018-го года, вскоре после переезда новосибирского экс-чиновника, самарская «общественная» организация «проснулась» и начала ежедневно размещать критические материалы, посвященные недоработкам небольших УК и муниципальных властей. В марте 2019-го в этой группе размещают по 5-6 постов в день, а ее единственным контактным лицом выступает Ростислав Антонов. К слову, жалоб на «ЖКС», «Коммунальник» и «УЖКК» нам в этом паблике найти не удалось, хотя их можно увидеть в других публичных источниках. Некоторые жители жалуются даже на неработающие лифты. И, судя по сибирскому опыту, не исключено, что работу «общественника» Антонова снова оплачивают какие-либо заинтересованные лица.

А тот ли это Пономарев?

Как рассказали корреспонденту «МК в Новосибирске» жители Самары, работающий в городе Евгений Пономарев не скрывает, что прежде возглавлял новосибирскую ГЖИ, а также был главой администрации Ленинского района — такой факт есть и в биографии «нашего» Пономарева.

— Первое, что Евгений Пономарев сделал на посту руководителя «ЖКС», — создал в УК мощный юридический отдел «для борьбы с ГЖИ», потратив на это значительную сумму из имеющихся на счетах средств собственников, — рассказывает член лицензионной комиссии Самарской области Лидия Давыдова. — Он объяснил это тем, что не понаслышке знает, как ГЖИ может усложнить жизнь УК, поскольку сам занимался этим в Новосибирске. После назначения Пономарев уже успел проявить себя: однажды его пригласили на заседание рабочей группы Совета Федерации, где он заявил, что нужно сжечь Жилищный кодекс и зачем-то выступил с не вполне уместной личной критикой в адрес руководителя Ленинской райадминистрации. Вероятно, это связано с тем, что глава Ленинского района предложил консультативную помощь жителям, желающим уйти от «ЖКС» в другие организации. С тех пор Пономарев регулярно критикует его в своем Твиттере.

Работа на вынос

Переезд Евгения Пономарева произошел из огня да в полымя. Незадолго до приезда знаменитого новосибирца предыдущий директор «ЖКС» оставил свой пост. Это произошло на фоне ситуации, в которой клиенты домкомовских структур начали уходить в другие управляющие компании целыми районами — из-за необычного устройства финансовой системы.

— В нашем городе сложилась напряженная ситуация со структурами компании «ДомКом Инвест», — сообщает руководитель самарского регионального центра контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» Виктор Часовских. — УК «ЖКС», «Коммунальник» и еще одна управляющая организация «ДомКома» (ПЖРТ «Куйбышевский») весной-летом 2018 не выполняли никаких работ по текущему ремонту. Финансовая система в них была устроена таким образом, что средства собственников, внесенные в счет будущих ремонтов, отправляли в Москву. Оттуда деньги должны были вернуть, но не вернули. Дело дошло до губернатора, после его реакции некоторая сумма на ремонты в Самару все же пришла, но реализовать программу ремонтов уже не было никакой возможности — слишком поздно, и мало средств. Поэтому сейчас собственники жилья в Самаре уходят из компаний «ДомКома». И этот процесс был бы еще более массовым, если бы люди не боялись потерять уже уплаченные жилищникам деньги. Сегодня мы получаем много жалоб на Пономарева — это связано с тем, что во многих домах протекают крыши. У нас есть прямая телефонная связь, но сейчас есть задача выстроить отношения ГЖИ — муниципалитет — УК. И ситуация, которую мы наблюдаем, достаточно серьезна.

Как рассказал Виктор Часовских, ему довелось также столкнуться и с «Гражданским патрулем»: 23 августа 2018 года Самару посетил член Общественной палаты РФ Игорь Шпектор. Члены «Гражданского патруля» пришли на встречу со Шпектором в губернской Думе и стали задавать спикерам провокационные вопросы. Когда их попросили обстоятельно представиться, выяснилось, что вопросы эти, на самом деле, почему-то касались не самарской, а московской повестки. И поэтому сегодня настоящие самарские общественники не воспринимают «Гражданский патруль» всерьез.

Из-за отсутствия ремонтов от «ЖКС» скопом ушли 48 домов. Кстати, «ДомКом Инвест» обратился по этому поводу в полицию и настоял на возбуждении уголовного дела о причинении имущественного ущерба путем обмана без признаков хищения (ч. 1 ст. 165 УК РФ, лишение свободы на срок до двух лет). Фигурантами по этому делу стали неустановленные следствием сотрудники компании, в управление которой самарцы перевели свои дома.

Однако многие жители оказались не столь удачливы — и уже по несколько месяцев бьются за право выйти из-под крыла пономаревской УК.

— У нас возникли очень серьезные проблемы с компанией «ЖКС»: она не отпускает нас в другую компанию, но при этом и не оказывает нам никаких услуг, — рассказала председатель совета многоквартирного дома по адресу ул. Средне-Садовая, 34 Надежда Паух. — Из-за этого мы вынуждены вскладчину оплачивать уборку дорог от снега, хотя расходы выходят очень значительными — в доме всего 40 квартир. Новая компания уже поставила нас на свой учет, а старая не снимает. Из-за этого нашу инициативу уже по второму разу проверяет ГЖИ. С началом оттепелей в нашем доме еще и начала протекать кровля. И чтобы отремонтировать ее, нам снова пришлось собирать с жильцов деньги — по 25 рублей за ремонт каждого квадратного метра крыши, а всего их 500. В таком же состоянии и соседние дома — №№ 30 и 36, которые также хотят сменить «ЖКС» на другую компанию. В доме № 30 даже обрушился козырек — столько на нем было снега. Представители «ЖКС» приходят на наши собрания и устраивают показательные выступления в стиле бандитских разборок, обвиняют нелояльных жильцов в том, что мы «продались». Но надеемся, что к 1 апреля все сложности исчезнут, и нас, наконец, начнет обслуживать другая компания.

Впрочем, крыши протекают не только в нелояльных домах «ЖКС», готовых перейти к другим жилищникам, но и в более «спокойных».

— Сегодня в Самаре крыши протекают в сотнях, если не в тысячах квартир, — сообщил известный в городе общественник, экс-кандидат в мэры Сергей Корчевой. — По имеющимся в публичной сфере данным, жилой фонд, который обслуживают структуры «ДомКом Инвеста», в частности — компании «ЖКС» и «Коммунальник» — недополучил текущего ремонта на 1 млрд рублей. Сейчас в Самаре пытаются понять, куда делись эти деньги. Даже чистить крыши от снега эти УК начали только после нескольких летальных случаев. В городе происходит полный беспредел, орудует бронебойная мафия. Власти ей не препятствуют. Но как сертифицированный инженер я уверенно утверждаю: сегодня в Самаре происходит масштабное и неконтролируемое разрушение жилого фонда. При этом услуги ответственных за это компаний дорожают «конскими» скачками. Жилищники хорошо зарабатывают на каждой статье обслуживания. Некоторым пенсионерам едва хватает пенсии на единственный платеж за ЖКУ, но при этом со стороны структур «ДомКома» это игра в одни ворота: деньги берут, но ничего не делают. Поэтому я и многие другие самарцы убеждены, что в городе происходит масштабный и до сих пор безнаказанный грабеж.

Что в итоге

Выходит, что связка московского коммунального холдинга, Евгения Пономарева и «Гражданского патруля» не иллюзорна: «общественник» Ростислав Антонов действительно активно работает в Самаре, критикуя небольших игроков жилищного рынка, так же, как в Новосибирске. И, судя по прошлому опыту, вполне возможно, что не в общественных, а в корпоративных интересах. Пономарев действительно работает в Самаре на жилищного монополиста из Москвы, пользуется большим доверием работодателя и так же, как в Новосибирске, становится участником и источником серьезных скандалов в сфере ЖКХ. И выходит, что Новосибирск экспортировал в самарский регион пару своих представителей с не самой чистой репутацией. И в этой ситуации самарцам мы можем только посочувствовать.

Мы продолжим следить за успехами Евгения Пономарева на посту руководителя самарских жилищных компаний.

«МК в Новосибирске» благодарит коллектив портала News163.ru за неоценимую помощь в подготовке материала.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №12 от 13 марта 2019

Заголовок в газете: Почем нынче общественная деятельность-2: самарский след

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру