Специалисты Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ) совместно с Санкт-Петербургским филиалом Высшей школы экономики провели исследование адаптации детей-мигрантов в российской системе образования. Результаты работы, выполненной в рамках федерального проекта «Зеркальные лаборатории», показали, что ученики из семей мигрантов демонстрируют высокую мотивацию к обучению, но испытывают значительные трудности с владением русским языком, сообщает пресс-служба НГПУ.
Исследование, проведенное среди 4137 учащихся 5–9 классов в 14 новосибирских школах, выявило интересные особенности социальной и психологической адаптации детей-инофонов (детей, для которых русский язык не является родным). Оказалось, что эти школьники более позитивно относятся к учебному процессу, чем их сверстники с русским языком как родным. Они чаще соглашаются с утверждениями о важности школьного образования для будущей жизни, хотя их успеваемость ниже.
«Мы обнаружили, что дети-инофоны одинаково высоко оценивают справедливость школьных правил, как и их русскоязычные одноклассники. При этом их стремление к знаниям особенно заметно, однако языковой барьер становится серьезным препятствием на пути успешной учебы», – отметила декан факультета психологии НГПУ Ольга Андронникова.
Анализ также показал, что в школах с большим процентом детей-инофонов педагоги лучше понимают специфику работы с этой категорией учеников, что способствует их академическим успехам. Однако в заведениях, где таких детей немного, интеграция происходит легче, но сопровождается повышенным уровнем тревожности и страхов.
Одним из ключевых факторов стресса для детей-мигрантов является необходимость говорить и писать на русском языке, особенно во время ответов у доски. В некоторых случаях нелояльность со стороны учителей усиливает внутреннее напряжение учеников. При этом общество возлагает на школы большую ответственность за социализацию детей из семей мигрантов.
По мнению руководителя исследования, заведующей кафедрой социальной психологии и виктимологии НГПУ Марины Кошеновой, необходимо внедрение специальных курсов русского языка как иностранного для детей-инофонов. Она также подчеркнула важность создания паритетных групп обучения, где представители мигрантских семей и местного населения будут представлены в равной пропорции.
«Кроме того, профилактика девиантного поведения должна включать не только предупреждение противоправных действий, но и помощь в профессиональном самоопределении. Необходим комплексный подход, включающий использование различных ресурсов социализации помимо образовательных учреждений», – добавила Марина Кошенова.
Проект «Зеркальные лаборатории» направлен на развитие научного сотрудничества между российскими университетами и научными центрами. Его особенностью является принцип равного финансирования партнеров и обязательное участие молодых исследователей, студентов и аспирантов. Срок реализации каждого проекта составляет три года с возможностью продления.