Эксперты обсудили достоинства и риски дистанционного электронного голосования

Эксперты обсудили достоинства и риски дистанционного электронного голосования

В сентябре нынешнего года на губернаторских выборах в Новосибирской области будет использовано дистанционное электронное голосование (ДЭГ). Такая заявка уже поступила в Центризбирком от избиркома нашего региона, который полагает, что ДЭГ позволит увеличить количество голосующих избирателей.

Одним из главных преимуществ ДЭГ в избиркоме области называют удобство и возможность для избирателей принять участие в голосовании вне зависимости от того, где они находятся. «Это и отпуск, и командировка, и работа вахтовым методом, – сообщила председатель новосибирского облизбиркома Ольга Благо. – При дистанционном голосовании, кроме смартфона или компьютера под рукой, если избиратели имеют подтвержденную учетную запись на портале «Госуслуги», ничего больше не требуется». 

При этом возможность онлайн-голосования, по ее мнению, способна повысить заинтересованность молодых избирателей.

В то же время неизменной остается позиция КПРФ, которая остается принципиальным противником такого способа волеизъявления, опасаясь использования административного ресурса при подсчете голосов.

Владимир ЛЕОНТЬЕВ, генеральный директор «Инфосфера Консалт», кандидат исторических наук:

– Очень вероятно, что введение дистанционного электронного голосования может повлиять на явку. Люди все-таки немного ленятся ходить на избирательные участки, но могут проголосовать в домашних условиях. Тем более что сейчас зацвела интернет-торговля, многие люди и в магазины-то не ходят. Так что это веление времени и большой плюс. Но я понимаю позицию КПРФ, которой надо народ шевелить, чтобы люди приходили на участки, общались и голосовали бы воочию. КПРФ со своей стороны права. 

Однозначного ответа нет. Но я смотрю на эту проблему проще. Дистанционное голосование допустимо в сегодняшних условиях. Но, с другой стороны, когда народ дома сидит, общаясь в гаджетах, – пропадает, в хорошем смысле, патриотичность. Ведь не зря же ходят люди на митинги, на массовые мероприятия. Однако дистанционное голосование в данный момент допустимо, и, скорее всего, это не самый худший случай. Другое дело, что тут необходимо технически держать контроль. Так что весь этот вопрос – пакетный, где есть несколько оттенков. 

Алексей ОСИПОВ, вице-президент Сибирской академии политических наук, доктор исторических наук:

– Идет цифровизация, и от нее мы никуда не денемся. Для того, чтобы пойти на избирательный участок, людям действительно надо сделать над собой усилие. Представьте, что на улице непогода, а вам надо кусок мыла купить, и люди думают, что делать. А тут не просто надо мыло купить. Поэтому убедить людей сходить на избирательный участок – достаточно сложная задача. Надо, чтобы человек созрел для такого волеизъявления. И вообще – личная явка говорит о человеке, что он все-таки проявил характер. 

Что касается электронного голосования, то сегодня много таких функций, которые вообще можно выполнять, не выходя из дома. Можно на диванах сражаться на фронтах, можно на диване решать какие-то другие задачи или общаться через цифровые гаджеты. Здесь есть свои плюсы, связанные с расширением участия людей – подтягивается молодежь, которая хорошо разбирается в цифровых технологиях. Но, с другой стороны, есть определенный минус. Он в том, что есть возможность манипуляции общественным мнением. Ну, и то, что люди отвыкают общаться непосредственным образом. 

Константин ЗИНОВЬЕВ, адвокат, преподаватель РАНХиГС:

– Честно говоря, я не очень доверяю выборам, где нет реальных наблюдателей. Повлияет ли такая форма выборов на явку? Думаю, что на реальную явку не повлияет. Те, кто на выборы не ходил, тот и в компьютер не пойдет. В попытке же привлечь молодежь велика вероятность растерять возрастной электорат, который с трудом адаптируется к техническим новинкам. Да и компьютеры не у всех есть.

Федор ГРИГОРЬЕВ, руководитель Новосибирской школы журналистики:

– О такого рода вопросах надо рассуждать, имея на руках опыт других регионов, других стран. Если по умолчанию, то, думаю, цифровизация будет воспринята равнодушно, по принципу «хуже не будет». В выборы как институт уже давно никто не верит из-за разочарований, постигших новосибирцев по поводу деятельности избранных ими мэров и губернаторов. Другое дело, что эта точка зрения ошибочная. Будет! Если взламывают базы Пентагона, то взлом информационного банка какой-то региональной избирательной комиссии – это задача для третьекурсника СибГУТИ. Контроль со стороны народа в процессе формирования региональных элит может быть утрачен полностью. Со всеми вытекающими последствиями, в том числе фантасмагорического характера, что и не снилось нашим мудрецам. Мне кажется, в этой ситуации уместен осторожный подход: дистанционное голосование должно быть дублировано голосованием какой-то небольшой, но репрезентативной группы. Скажем, предоставить это право работодателям – руководителям предприятий, где занято девять и более человек. Это «экспертное» голосование, которое не может иметь законной силы, но оно может выступать в роли индикатора законности проведенного цифрового голосования. Сильное расхождение может стать основанием для запуска процедуры опротестования результатов выборов. 

Роман БУБЕНОВ, адвокат, член Общественной палаты Новосибирской области:

– Новые информационные технологии уже давно прочно вошли в нашу жизнь, а сервис «Госуслуги» очень облегчает и помогает экономить время на обращения в государственные органы. В случае, если на «Госуслугах» появится новый сервис в виде электронного голосования, то это может повлиять на существенное увеличение количества избирателей, принимающих участие в выборах. Думаю, что со мной согласятся многие.

Любому из нас гораздо проще проголосовать с использованием сервиса электронного голосования, тем более что не нужна физическая привязка к нахождению на конкретной территории в дни голосования. То есть можно спокойно в выходные дни заниматься своими делами и при этом исполнять свой гражданский долг, участвуя в выборах посредством электронного голосования. Очень комфортный и удобный сервис. Я считаю, что его особенно оценит наша молодежь, и количество участвующих среди них в выборах значительно возрастет. Самое важное при этом в дистанционном электронном голосовании обеспечить условия тайного голосования, а также возможность общественного наблюдения в данном сервисе. 

Татьяна ПОДОЛЬСКАЯ, завкафедрой международных экономических отношений ЮРИУ РАНХиГС, кандидат экономических наук, доцент

– В Ростовской области первый раз дистанционное электронное голосование (ДЭГ) было применено на выборах, проходивших в 2021 году. Дистанционный способ волеизъявления – это действительно удобный формат, доступный тем, кто зарегистрирован на портале «Госуслуги». Об удобстве и востребованности этого формата свидетельствовала беспрецедентно высокая явка жителей области: в 2021 году проголосовало 92% избирателей от количества подавших заявки на участие в голосовании в данной форме. В 2021 году регион стал вторым в России по количеству проголосовавших дистанционно на выборах в Госдуму. 

Количество учетных записей (т. е. зарегистрировавшихся граждан) на портале «Госуслуги» в России к концу 2022 года насчитывало 99 млн, что свидетельствует о регистрации более 2/3 всех российских граждан. Таким образом, у значительного числа избирателей есть возможность выбора: голосовать очно или в формате ДЭГ. Это делает участие в выборах более удобным, что потенциально увеличивает количество граждан, которые примут участие в выборах в 2023 году. Еще в 2019 году по результатам опроса, проведенного ВЦИОМ, 66% россиян выступали за обеспечение возможности ДЭГ во всех регионах страны. 

Значимым преимуществом ДЭГ является возможность для гражданина проголосовать в любом месте, где бы он ни находился (дома, в больнице), что потенциально в перспективе сделает выездной формат голосования не нужным. А именно с выездным голосованием часто возникает наибольшее количество споров и претензий у наблюдателей, кандидатов, представителей политических партий. Одновременно результаты ДЭГ становятся известны примерно через час после проведения процедуры объединения цифрового ключа для расшифровки голосов. Подсчет результатов голосования на участках преимущественно проводится членами избирательных комиссий, он более трудоемкий и затратный по времени.

Валентина СЫРОИЖКО, профессор филиала РАНХиГС:

– На мой взгляд, введение ДЭГ не сможет существенно повлиять на количество голосующих, так как участие в выборах является по большей части вопросом внутренних принципов, а не внешних удобств. Если граждане не участвовали в выборах ранее, то, скорее всего, нововведение ничего не изменит. Кроме того, среди желающих проголосовать дистанционно могут появиться те, у кого нет соответствующих электронных устройств, учетной записи на портале «Госуслуги» или доступа в Интернет. В первую очередь здесь речь идет об упомянутой категории граждан – работников вахтовым методом. Чаще всего их условия труда не позволяют иметь постоянный доступ к глобальной сети. Таким образом, введение ДЭГ не сможет существенно повысить явку избирателей или сделать голосование более удобным для всех. 

Однако у такого способа волеизъявления есть очевидный недостаток – отсутствие прозрачности процедуры. Во-первых, электронное голосование не предполагает наблюдателей. Во-вторых, системы сайта могут быть подвержены компьютерным атакам. В-третьих, при большом количестве одновременных запросов работа сайта может замедлиться или вовсе остановиться. В итоге результаты выборов подвергаются огромному риску фальсификаций и утечек, что является очевидным препятствием для введения электронного голосования в качестве альтернативной или же основной формы волеизъявления граждан.

Подготовил Виктор ТИТОВ

Фото предоставлены Новосибирским экспертным клубом

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №13 от 22 марта 2023

Заголовок в газете: Задача для третьекурсника

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру