Пьеса «Папа», написанная Флорианом Зеллером в 2014 году получила премию Мольера, главную театральную премию Франции. Она с успехом идет по всему миру. Впрочем, тому есть, в том числе и такое объяснение: в каждом театре есть возрастной актер: любимый, народный, обласканный публикой, но при этом играть героя-любовника у него уже не выходит, и потому очень часто возрастным актерам достаются роли отца семейства, а что там играть? И потому для актеров такие пьесы просто находка.
Глядя на происходящее оттуда, со стороны зала, понимаешь: есть актеры, а есть актерища. И Маковецкий, безусловно, глыба, безудержный локомотив, которые тащил на себе все двухчасовое действо, а к нему, как вагончики, прицеплялись другие, более или менее одаренные. В данном спектакле, скорее менее, как это ни прискорбно. Выдерни из спектакля Маковецкого. И он рассыплется, как карточный домик, поскольку в пьесе Флориана Зеллера не так уж много динамики и действия, и все вертится вокруг одного человека, пожилого Андрэ, медленно теряющего связь с реальностью.
Откровенно говоря, «Папу» сложно назвать трагикомедией в полном смысле этого слова. Это вообще не смешно, а скорее страшно, и эта жуть накатывает волнами, выплескиваясь в кульминации, когда скорчившийся на больничной койке герой Маковецкого с хриплой надрывной истерикой зовет не погибшую в аварии младшую дочь, не уехавшую в Лондон старшую, а маму, конечно же, давно скончавшуюся. И страдающий деменцией Андрэ не понимает, почему мать не пришла его навестить. И в момент этого хриплого вопля в зале воцаряется гробовая тишина, пробирающая до костей.
К сожалению, высказать восторги в адрес других актеров не выходит. Новосибирцы пришли на Маковецкого, и они получили именно Маковецкого, на фоне которого просто потерялись все остальные. Да им, справедливо говоря, и играть было нечего, может, потому герои пьесы получились шаблонными и совершенно неубедительными. Антреприза всегда риск для зрителя, и там всегда должна быть как минимум одна звезда, а остальные идут в пристяжку. Так вышло и в Новосибирске, поскольку ожидаемая Марина Александрова в Сибирь не приехала. И вместо нее играла Дарья Урсуляк.
Может, дело и в самом материале, поскольку в пьесе Зеллера действия, как такового нет. Все раскручивается по спирали и возвращается в одну и ту же точку. Ожидая, что вот сейчас что-то произойдет, зритель чувствует себя обманутым, когда после затемнения все откатывается на одну и ту же позицию, оттого мнения о спектакле вышли противоречивыми и большей степени негативными: скучно, занудно, снова и снова одно и то же, и если бы не Маковецкий…
Тем не менее, уходить со спектакля никто не спешил. Изголодавшийся по визитам столичных звезд новосибирский зритель проводил актеров овациями.
Ранее в материале «МК в Новосибирске» рассказали, как обманывают новосибирских сценаристов.