Тише едешь, дОльше будешь?

Третье послание президента Дмитрия Медведева Федеральному собранию немало озадачило политизированную общественность

08.12.2010 в 07:48, просмотров: 2604

Общероссийская телевизионная аудитория в этот раз заинтересовалась выступлением заметно меньше, чем в 2008-2009 годах.

Тише едешь, дОльше будешь?

Справка МК Справка "МК"

Послание Президента России Федеральному собранию  является программным политико-правовым документом, выражающим видение главой государства стратегических направлений развития России на ближайшую перспективу. Включает в себя как положения политического, экономического, идеологического характера, так и конкретные предложения, касающиеся законотворческой работы парламента. Послание главы государства (президента, монарха) парламенту — исторически сложившаяся форма взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти. Практика подобных выступлений существует во многих странах  (из государств, созданных на основе СССР, — в  Белоруссии, Киргизии, Грузии, Таджикистане, Казахстане, Узбекистане, Украине).
В Великобритании каждая новая сессия парламента начинается с «тронной речи» монарха, которая представляет собой программу законодательной работы парламента, предлагаемую правительством, а ее утверждение парламентом равнозначно вынесению вотума доверия действующему правительству. Традиция обращения  с «тронной  речью» берет свое начало с XIII столетия.
В США президент ежегодно обращается к конгрессу уже на протяжении 200 лет. Трансляция его обращения начинается в 9 часов вечера для охвата максимально широкой аудитории зрителей и слушателей. Президент Франции, который, напротив, неподотчетен парламенту, никогда не выступает ни в национальном собрании, ни в сенате.
После вступления в силу Конституции РФ 1993 года обращение главы государства с посланиями к Федеральному собранию приобрело характер ежегодной практики. Впервые в истории страны президент Борис Ельцин обратился к парламенту 24 февраля 1994 года. Основными темами шести посланий Ельцина были реализация Конституции, социально-экономическое положение в стране, ситуация в Чечне. Немалая часть их положений не была выполнена. Одна из главных причин этого — у правящей верхушки не было большинства в Госдуме.
8 июля 2000 года к Федеральному собранию впервые обратился второй президент РФ Владимир Путин. Основными темами его восьми посланий были укрепление целостности страны, рост ВВП, реализация национальных проектов, решение демографической проблемы, борьба с терроризмом и ситуация на Кавказе. Большая часть инициатив  Путина была реализована. Эффективность этой работы заметно возросла, после того как «Единая Россия» в конце 2003 года получила квалифицированное большинство в Госдуме.
30 ноября 2010 года Дмитрий Медведев выступил  уже с третьим своим посланием. Основными темами его первых двух обращений были модернизация страны, работа правоохранительных органов, борьба с коррупцией, увеличение срока полномочий президента, сокращение количества часовых поясов. Часть инициатив Медведева воплощена в жизнь, некоторые находятся на этапе реализации.
 

Последнее во многом объясняется тем, что обращения президента в основном интересуют зрителей старшего и среднего возраста, а большая часть нынешнего выступления была посвящена проблемам рождаемости, детям, социальной и материальной поддержке молодых многодетных семей. О проблемах пенсионеров не было сказано ни слова.
 

Что поставлено на карту?

В этом году почти не было утечек о содержании послания на этапе его подготовки. Это способствовало ожиданию сенсационных инициатив. Да и президент нагнетал интригу. Например, в канун оглашения послания заявил, что в политической жизни наметился застой. Многие наблюдатели расценили это как выпад в адрес «Единой России». А от ее позиции в немалой степени зависит решение вопроса: будет ли Медведев переизбираться в 2012 году? Или к штурвалу вернется Владимир Путин? Эти соображения заметно повлияли и на реакцию присутствовавших в зале, где заслушивалось послание. Аплодисменты хотя и звучали регулярно, но особой активностью не отличались. Не буду сравнивать с «бурными и продолжительными» аплодисментами времен «развитого социализма», но замечу, что  обращения Владимира Путина нередко встречали куда более эмоционально.

Целые разделы речи Медведева были выслушаны аудиторией без эмоций. О неблагополучной экологической ситуации, о том, что главной заботой властей должно стать служение народу, о проблемах в работе правоохранителей… Иногда складывалось впечатление, что большая часть слушавших послание вообще не улавливает смысл инновационных идей президента. Кстати, многие эксперты отмечают, что большинство представителей политического класса прохладно относятся к продвигаемой президентом модернизации. А ведь спустя год немало из них в качестве делегатов съезда «ЕР» будут определяться с кандидатурой кандидата в президенты...  

Слова не на ветер

Медведев обращался не только к этим потенциальным выборщикам, но и к куда более широкой аудитории, которая в последние годы начала привыкать, что послания — это не заявление о намерениях, как это зачастую бывало в 90-е годы, а руководство к немедленным действиям. Особенно это проявилось при реализации национальных проектов, а затем при осуществлении новой демографической политики. Медведев с гордостью отметил, что Россия вышла в число стран-лидеров по уровню рождаемости, и предложил ряд мер, чтобы закрепить эти позиции. В первую очередь, речь идет об увеличении числа многодетных семей. Это значит, что бум рождаемости продолжится и в Новосибирске. Мне как жителю одного из спальных микрорайонов, где средний возраст горожан составляет 30 с небольшим лет, рост рождаемости виден невооруженным глазом. Очень много матерей в возрасте 19-22 лет; постоянно вижу компании молодых мамаш с колясками.

Правая рука не замечает, что делает левая?

Медведев одновременно призывал к дальнейшему росту рождаемости и выражал тревогу  в связи с большими очередями в детсады. Подобное противоречие только ухудшит ситуацию.  Кстати, многие новые инициативы президента по социальным вопросам весьма затратные. Но в бюджетах на следующий год они не учтены. А как можно брать новые социальные обязательства, если и существующие выполняются не полностью? Подобное может позволить себе только политик перед выборами, но они-то стартуют через год…

Из послания можно было сделать вывод, что экономический кризис в России как будто бы рассосался. Но это вовсе не так, одним из подтверждений чего являются недавно принятые с дефицитом областной и городской бюджеты. Вряд ли Центр станет больше оставлять налогов в регионах. Ведь надо выделять значительные ресурсы на подготовку к Олимпийским играм в Сочи, Универсиаде в Казани, чемпионату мира по футболу 2018 года, помогать Белоруссии, Южной Осетии и т. д.

Это не позволит в полной мере реализовать в нашей области предложения президента по уменьшению очередей в детсады. К способам решения этой проблемы Медведев отнес создание частных детсадов и открытие дошкольных групп в школах. Но первые, как известно, не начинают работать по команде, и их в нашей области очень мало. Что же касается использования школ, то в связи с ростом рождаемости большинство из них скоро будут загружены по полной, и для дошколят там места не останется. А сейчас в школах открыто не более одной такой группы. Это же капля в море… А вот о выплате  компенсации  родителям, чьи дети из-за нехватки мест не посещают детсады, президент не сказал ни слова. Новосибирские законодатели недавно пытались ввести их, но нельзя же «построить коммунизм» в отдельно взятом регионе. Кстати, государство вообще хочет снять с себя эту ношу. В опубликованном на прошлой неделе законопроекте «Об образовании» предлагается… отменить обязательное дошкольное образование, поскольку это, по мнению разработчиков,  лишает детей возможности семейного образования. Вот так, нет обязанности —  не будет и проблемы…

С думой о школе

Президент озаботился и сферой среднего образования, сообщив, что введены новые стандарты, правила аттестации и т. д.  Но стоило ли ставить телегу впереди лошади? Может, сначала лучше принять вышеуказанный законопроект, а затем заняться всем вытекающим из него? Как  человек, имеющий немалый педагогический стаж, отмечу, что на качество образования все эти  нововведения влияют слабо. Авторы новой образовательной реформы, чувствуется, мало бывали за пределами Садового кольца. Несколько лет назад мне довелось участвовать в работе всероссийского совещания работников образования. Уверенные в себе молодые люди представили там более чем удивительную программу реформирования этой отрасли. На вопросы, а были ли они когда-либо за пределами Москвы и работали ли в школе, последовали отрицательные ответы...

Нынче же пока лишь резко возрос объем бумажной продукции, которую приходится производить новосибирским учителям. Президент призвал к усилению воспитательного процесса в школах. В нашем регионе, как и в других российских, это приведет к тому, что школьников еще больше будут грузить классными часами и иными мероприятиями. Но школы во всем мире, кроме тоталитарных стран, воспитанием занимаются исключительно на уроках.

Кстати, в цивилизованном мире априори считается, что педофилы и прочие насильники в образовательных учреждениях не работают. Наш же президент посчитал необходимым лично выразить крайнюю заинтересованность в введении такого запрета.

Мониторингу —  независимость

Впервые за всю историю посланий Медведев изложил ряд мер по кардинальному улучшению экологической обстановки. В СССР, а затем в России эту тему предпочитали не замечать, исходя из того, что на эти цели придется раскошеливаться из бюджета, а предприятия лучше не  трогать, поскольку они являются основными налогоплательщиками. За последних два десятилетия вопросы охраны окружающей среды ни разу предметно не рассматривались на сессиях облсовета и Новосибирского горсовета, президиумах мэрии и областной администрации. А проблем здесь более чем достаточно. Теперь будет проводиться независимый мониторинг экологической ситуации, на основе которого губернатору ежегодно предстоит делать доклад на сессии Законодательного собрания. Так что мы начали приближаться к западным стандартам, где здоровье напрямую увязано с экологией.

А как быть с хартией?

В экономической и ряде других сфер Медведев прорывных идей высказал немного. Оно и понятно, ведь и многие его предыдущие начинания еще не реализованы до конца. Президент  по-прежнему предпочитает тактику маленьких шажков, неспешных преобразований. Наверное,  многим россиянам  хотелось бы более энергичных действий, но политический класс пока не готов к ним. Подобную тактику проводил и Михаил Горбачев, но переусердствовал в поиске консенсуса с элитами…  

Хотя Медведев и говорил о застое в политической сфере, но в послании на это даже намека не сделал. Напротив, из его слов выходило, что политические реформы на федеральном и региональном уровнях идут успешно, и осталась лишь самая малость — внедрить многопартийность на местном уровне.

Для этого Медведев предложил депутатов горсоветов и муниципальных районов полностью или частично выбирать по партийным спискам. Идея сама по себе хорошая, автор этих строк предлагал сделать это еще  шесть лет назад на «круглом столе» в Новосибирском горсовете. Но тогдашние депутаты исходили лишь из собственных интересов, а о будущем думали мало. Нынче же новосибирские коммунисты горой встали за инициативу Медведева. Но лишь из сиюминутных соображений, поскольку их представительство заметно увеличится. А как быть с нормой Конституции и европейской Хартией о местном самоуправлении, которую подписала Россия? Согласно им, только жители могут решать, как будут выбираться органы местного самоуправления. И легитимный способ определиться с этим лишь один — через проведение городского референдума. Его и проводить специально не надо, а можно объединить вместе с какими-нибудь выборами.