От разговоров многие перешли к делу — вот уже год как в разных частях города проходят спонтанные и заранее организованные акции и пикеты в защиту деревьев, тут и судебная битва за Нарымский сквер и сестры-активистки Часовских, которых почти силой уводили от деревьев, попавших в зону вырубки у ГПНТБ.
Власть не стала больше закрывать глаза на недовольных: 14 августа в мэрии прошел круглый стол. Председатель совета депутатов Надежда Болтенко, первый заместитель мэра Владимир Знатков и председатель комиссии по городскому хозяйству Игорь Кудин, попытались взять на себя благородную миссию и выслушать пожелания всех общественников и жителей города, чтобы разрешить зеленую проблему в городе.
— Мы понимаем, что сейчас нет цельного подхода к сохранению парков в нашем городе, — открыла обсуждение Надежда Болтенко. — Сегодня наша главная задача — сформулировать все требования и материалы, чтобы выйти на принятие программ или мер, которые помогут уладить все спорные моменты с зелеными зонами.
Круглый стол показал, что если простые жители и общественники от народа видят проблему в коррумпированности и плохой работе чиновников, сами чиновники винят несовершенство правовой базы, позволяющей использовать зонирование земли, как заблагорассудится, и вырубать деревья и парки.
Первыми на круглом столе взяли слово депутаты. Игорь Салов сравнил происходящее в городе со сводками с боевых полей:
— А полями стали зеленые зоны. Эта история ознаменована принятием федерального плана в 2009 году по землепользованию и застройке города. Тогда и начались первые митинги и пикеты. Принятие решения о застройке Нарымского сквера появилось еще в 2007 году. Площадь зеленой зоны значительно уменьшилась, что привело к протестным акциям и объединению населения в группу, которая и обратилась в суд. В результате понес убытки не только застройщик, но и город, потому что по репутации инвестиционно-привлекательного мегаполиса был нанесен удар. Инициативная группа жителей состоит от силы из нескольких десятков человек, но мысленно их поддерживает подавляющее большинство горожан. Это показывает, что выбранная городом стратегия никем не поддерживается.
Салов предложил организовать публичные слушания, на которых сформулируют новые правила землепользования.
Необходимость публичных слушаний упоминалась многими участниками круглого стола. По их мнению, отсутствие внятной обратной связи с жителями города привело к сложившейся ситуации. Многие жители просто не знают, как им можно выразить свое несогласие с решениями власти, и поэтому выходят на пикеты или ограничиваются сбором подписей, который не всегда имеет должную цену.
— Основным вопросом, когда рассматривали старое положение на публичных слушаниях, был все-таки учет мнения общественности, — пояснил проблему Валерий Домрачев, представитель «Экологической независимой экспертизы». — К сожалению, тогда юристы мэрии включили пункты, которые не совсем устраивали людей. Это позволило мэрии решить ряд вопросов в противовес обществу: по выделению земельных участков, по строительству в районе Нарымского сквера и Академгородка. Предлагаю пересмотреть положение о публичных слушаниях и принять те, которые ответят интересам общественности.
Депутат законодательного собрания от КПРФ Артем Скатов предложил принять конкретный закон о внешнем виде территорий города. А так же, рассмотреть проблемы вырубки Заельцовского бора и созвать рабочую комиссию, которая займется концепцией парка.
Активисты придерживались конкретики в своих выступлениях. По мнению эксперта из «Сибирского экологического центра» Юрия Глебкина, земельные зоны должны находиться на некотором удалении друг от друга. Но так как Новосибирск неоднороден по своей структуре, проблему зеленых зон могут решить только мини-скверы, расположенные вблизи домов.
По мнению экологов, из больших зеленых зон, судьба которых вызывает тревогу, остаются Центральный и Заельцовский парки. И если очередь Центрального в новостных сводках еще не наступила, то Заельцовский парк начал с завидной частотой упоминаться в СМИ.
— Зеленые зоны — это лицо нашего города, — подчеркнул координатор «Гражданского патруля» Ростислав Антонов. — Когда к нам приезжают гости из других регионов, мы идем в зоопарк или просто в парк, чтобы показать, что наш город не просто масса домов, но и имеет лицо. Можно говорить о Заельцовском парке, но в каком состоянии у нас находится Центральный парк? В каком состоянии набережная? Парк «Городское начало» немного облагородили, а дальше от речного вокзала фактически пусто. Несмотря на наличие плана развития и людей, которые готовы развивать территорию. Безусловно, этот круглый стол важен, но помимо участия горсовета, должно активнее работать природоохранное ведомство.
Некоторые участники выдвигали не только идеи по защите существующих парков, но и по созданию новых. Например, представитель новосибирского отделения партии ЛДПР предложил основать «Аллею русской силы», в которой помимо зеленой зоны необходимо установить скульптуры православных атлетов.
Жителей же больше беспокоили не публичные слушания и законы, а конкретные деревья, которые рубят в их поле зрения. Представитель Дзержинского района рассказал о том, как последние деревья на районе рубят из-за строительства частного детского сада. Конфликт интересов усугубляется тем, что на жилмассиве уже нет места для нового сквера. Жители дома возле сквера у ГПНТБ возмущены отсутствием необходимых документов для рубки деревьев и строительства теплотрассы возле их дома. А разгневанный активист Александр Тарков потребовал отставки директора Заельцовского парка: «Позор и стыдоба!».
Круглый стол, конечно, не разрешил конфликты в городе, но хотя бы положил начало их обсуждению. Все предложения участников — от публичных слушаний, до парков со скульптурами православных атлетов — отправились на рассмотрение в городском совете.