В автошколу — за знаниями, а не за правами!

Председатель правления некоммерческого партнерства «Безопасная дорога», объединяющего едва ли не все крупнейшие автошколы области, Дмитрий Сидоров в интервью «МК в Новосибирске»

Он разъяснил, почему в Новосибирской области столь низкий процент сдачи на права с первого раза, какие проблемы испытывают местные автошколы, каково состояние индустрии, а также что предпринимается партнерством для оправдания своего названия.

Председатель правления некоммерческого партнерства «Безопасная дорога», объединяющего едва ли не все крупнейшие автошколы области, Дмитрий Сидоров в интервью «МК в Новосибирске»

— Дмитрий Викторович, когда и с какой целью было создано НП «Безопасная дорога»?

— Партнерство основано в марте прошлого года по инициативе руководителей крупных автомобильных школ Новосибирской области. Сегодня в нашу ассоциацию входит десять организаций, занимающихся обучением водителей, а также четыре пункта технического осмотра. Предприятиями, состоящими в НП «Безопасная дорога», подготавливается 34% всех выпускников автошкол области. Наша основная задача — это координация между членами партнерства, а также выработка единой стратегической программы по обучению кандидатов в водители.  В конечном счете мы хотим обеспечить безопасность дорожного движения и снижение количества ДТП, совершенных молодыми водителями.

— Если конкретнее, что уже сделано вашим объединением и что в планах?

— Поскольку едва ли не каждые несколько месяцев в федеральное и региональное законодательство вносятся принципиальные изменения, касающиеся автошкол, ежеквартально мы проводим практические семинары с руководителями автошкол и мастерами производственного обучения. Разъясняем новые законы и поправки, решаем, как дальше будем работать. По нашей инициативе теперь во всех автошколах области теоретический экзамен «принимает» только компьютер.

Каждая автомобильная школа, входящая в нашу ассоциацию, закреплена за дошкольными и общеобразовательными учреждениями, где на уроках ОБЖ наши квалифицированные преподаватели проводят с дошколятами и школьниками занятия по безопасности дорожного движения. К 75-летию ГИБДД мы организовали замечательный конкурс среди преподавателей и выпускников наших автошкол. А с 1 августа во всех автомобильных школах партнерства для курсантов вводятся дополнительные занятия по этике поведения на дорогах — решаем проблему некультурных новосибирских водителей. В общем, мы всячески участвуем в жизни города, что оценено Благодарственными письмами губернатора В. А. Юрченко и начальника УГИБДД С. В. Штельмаха. Что касается планов, в обозримом будущем мы хотим перейти к статусу саморегулируемой организации.

— Налажено ли вами взаимодействие с госструктурами?

— Мы плотно сотрудничаем с областным Управлением ГИБДД, а также с министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области. Они оказывают нам методическую помощь, мы проводим совместные мероприятия для руководителей, работников автошкол и для детишек города, готовим всевозможную агитационную литературу. Совместно с управлением Госавтоинспекции мы на безвозмездной основе обучили управлению автомобилем нескольких воспитанников детдомов.

— Согласны ли вы с утверждением полковника Жданова, что средний уровень обучения среди всех автошкол области не соответствует современным требованиям? Каковы причины?

— Согласен. Начну издалека: никто не ожидал, что в 2010-11 годах будет столь внушительный всплеск желающих приобрести автомобиль и получить права. По количеству выпускников автошкол наша область сейчас занимает одно из лидирующих мест по России. Особенно это касается женщин: 66% (большая часть!) всех выпускников автошкол города в прошлом году оказались представительницами прекрасного пола. Женщины за рулем более аккуратны, вдумчивы, дисциплинированы, но медлительней мужчин в оценке ситуации и принятии правильного решения. При этом в большинстве мелких автошкол гендерным вопросом никто не занимается, курс обучения для всех одинаков.

Далее, считаю, что в образовательных программах упущен аспект технического обслуживания транспорта. Как показал анализ, выпускники автошкол в большинстве своем представления не имеют, как заменить колесо автомобиля. На мой взгляд, практическое вождение на автодроме нужно, но все же не в количестве 19 часов. В ванне плавать не учатся! Пора сократить количество часов практики на автодроме и увеличить в городе.

И еще один момент. Не так давно в образовательную программу автомобильных школ было введено обязательное изучение первой медицинской помощи. Это, конечно, необходимо, но уже с 4-го класса в средних школах преподается ОБЖ, так что все эти знания должны усваиваться учениками с детства, а в автошколах лишь восстанавливаться в голове. В автомобильных школах предлагается практиковаться на манекенах, а самый дешевый такой комплект стоит 70 000 рублей. Это значительные деньги, которые в итоге будут включены в стоимость обучения. В конце концов, отработанные на манекене навыки 95% людей не могут потом применить на практике.

Не все владельцы автошкол понимают, что в этот бизнес нужно вкладываться соответствующим образом. До сих пор на дорогах встречаются ржавые «Жигули» — «пятерки» и «восьмерки» — с надписью «Учебный». Разумеется, молодая девушка никогда не будет ездить на такой развалюхе. Я бы предложил допускать к практическим занятиям только автомобили в возрасте до семи лет.

Ни одно учебное заведение не готовит преподавателей автошкол. И хорошо, если сотрудники автошкол имеют какое-то другое педагогическое образование, но многие вообще не являются дипломированными педагогами. На базе нашего педуниверситета вполне можно было бы обучать студентов по специальности «преподаватель автодела».

Но не надо во всех грехах винить предприятия, занимающиеся подготовкой водителей. Когда я спрашиваю новых курсантов: «Зачем вы пришли учиться?», они зачастую отвечают не «За знаниями и навыками», а «За правами». Это то же самое, что прийти в магазин и купить обертку без колбасы. Так что низкий процент сдачи на права с первого раза — это еще и результат несерьезного отношения людей к учебе в автомобильных школах.

НП «Безопасная дорога»: Тел. (383) 213-74-52. www.bdnso.ru

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру