Буренка с торговой площади ищет соратников на площади Ленина

Мэрия призывает не делать из еды культа

В центре города уже с полмесяца стоит как неприкаянный громадный памятный булыжник, накрытый черным полиэтиленом. Как перевернутый вверх тормашками мешок для мусора, который забыл вывезти на свалку безалаберный дворник.

Мэрия призывает не делать из еды культа
Фото: nsknews.info

Вроде бы никому не мешает, просто интригует прохожих. Через полупрозрачную упаковку можно разглядеть прислоненную к камню груду плоских металлических кругов, а у подножия — выполненное в двух экземплярах портретное изображение коровы и хорошо известную сибирским гурманам аббревиатуру знаменитой марки отечественного производителя мясной продукции. Сообщается, что высота и концепция сооружения — около двух метров — была одобрена Новосибирским фондом культуры совместно с Новосибирским союзом кинематографистов. Архитектор проекта — Юрий Бурика. А появился сей шедевр в Новосибирске благодаря спонсорской поддержке фирмы «Торговая площадь», предлагающей горожанам совсем не духовную пищу — отбивные, вырезку, пирожки...

Брошенная в сквере у оперного театра и полузабытая композиция изначально должна была символизировать развитие и процветание новосибирского кинематографа. Когда-то на ее месте был открыт первый городской — тогда еще Новониколаевский — кинотеатр. При царском режиме он пользовался громадным спросом и приносил немалый доход. Но времена меняются, и сегодня предусмотренные для коллективных просмотров залы по сборам уступают открытому в 1908 году «Театру-Синематографу Ф. Ф. Махотина». И что поделать, если в кризисные времена народ хочет не столько зрелищ, сколько хлеба. Желательно, с колбасой. Да пирожков побольше. Возможно, исходя из этих соображений, понятных простому народу, художники и дополнили композицию приятными всем горожанам символами. Хочется верить, что включение логотипа компании, производящей мясные деликатесы, было продиктовано исключительно желанием авторов внести в художественный образ произведения некую нотку, не безразличную землякам. Им это удалось. Но лишь отчасти.

Открытие памятника предполагалось приурочить ко Дню российского кино — 27 августа. Но непонятная концепция сооружения вызвала большие сомнения у руководства города. Настолько сильные, что от горожан до сих пор скрывают это произведение искусства, выполненное в железе и камне. Вот как отреагировали на инициативу установить в центре Новосибирска «памятник то ли корове, то ли основателю синематографа» новосибирские власти.

— Я считаю произошедшее в высшей степени безобразием, — говорит руководитель департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии Новосибирска Анна Терешкова. — Я подняла все официальные документы, которые были подписаны в нашем ведомстве, и не нашла в них прямых распоряжений на установку наружной рекламы мясоперерабатывающей фирмы в парках Новосибирска. Еще полгода назад, когда городским руководством, которое тогда, к сожалению, еще не сменилось, было выдано разрешение на, казалось бы, простенькое и вполне безобидное сооружение — камень. Надпись о нем напоминала бы о том, что некогда на этом месте располагался первый кинотеатр. Сейчас у нашего департамента есть большое желание оспорить как местонахождение этого скульптурного сооружения, так и выбитую на нем надпись. В таком виде его нельзя демонстрировать горожанам.

— Но прежде чем устанавливать по городу памятники, инициаторы мероприятий по увековечиванию тех или иных глобальных исторических событий, как правило, согласовывают свои эскизы с мэрией Новосибирска. Тем самым исключая малейшую возможность «художественного преувеличения» со стороны авторов. Вроде бы полгода назад действовали те же правила, но результат получился совершенно иным…

— Была согласована только установка памятного камня. Не предполагалось, что проект будет задуман как долгосрочная реклама фирмы-спонсора. Это недопустимо.

— И какова же дальнейшая судьба этого непризнанного произведения искусства?

— Мэрия будет юридически оспаривать его право занимать место в центре города. Мы будем добиваться, чтобы монумент снесли или хотя бы убрали с него изображения коров и логотип фирмы-спонсора.

Художники и раньше не раз удивляли публику демонстрацией, казалось бы, несочетаемых образов, деталей, подручных материалов… Но по мнению сегодняшнего руководства города, недолго исполнявший обязанности мэра Владимир Знатков слишком вдохновился авангардным направлением в скульптуре, смело сочетающим образ коровы не с привычными консервными, а с железными банками отснятой кинопленки. Незабвенный Остап Бендер предупреждал: «Не делайте из еды культа». И как всегда был прав. Но, как оказалось, в Новосибирске «потрошитель табуреток» встретил бы довольно сильную оппозицию в лице Новосибирского фонда культуры.

— Со сменой городского руководства идея памятника перестала вписываться в общую городскую концепцию, — сообщил журналистам его председатель Вячеслав Гаврилов. Он уверен, что «горожане должны знать, кто спонсировал этот проект». По мнению Вячеслава Гаврилова, памятник в существующем виде должен быть открыт вне зависимости от решения городских властей.

Как известно, лучшая реклама — это антиреклама. И в этом случае скандал, связанный с открытием невнятной по содержанию скульптурной группы, явно пошел на пользу производителям мясных деликатесов. Пусть даже памятный камень долго не пролежит на месте — после серии публичных комментариев с участием первых лиц города сама продукция НТК на новосибирских прилавках не залежится.

Но на вопрос о том, являются ли изменения в первоначальной концепции памятника способом продвижения товара фирмы, специалисты представительства «Торговой площади» в Новосибирске ответили молчанием. Комментировать действия специалистов мэрии они также отказались, сказав лишь, что «ни о каких санкциях в адрес компании-спонсора памятника речи не идет. Возможно, удастся найти компромиссное решение с руководством города, переговоры ведутся».

Пока компания собирается с комментариями, корреспондент «МК» решила узнать у прохожих, знают ли они, с чьего огорода залетел в сквер перед оперным довольно увесистый камушек и с чем они ассоциируют возникшую у театра скульптурную композицию, посвященную истории новосибирской кинематографии. Результаты блиц-интервью превзошли все ожидания.

Елена Толбухина, продавец продуктового магазина, торопившаяся накормить свою семью:
— Марку я узнаю. А сверху что, круги сыра, что ли?.. Не разберу что-то…

Марк Герц, студент, спешивший на спектакль в оперный:
— Чтоб я так жил… И вам желаю!

Пенсионер Леонид Гаврилов, которому поручили забрать внука-первоклассника из школы, был несколько более разговорчивым:
— Вы что, не знаете?!! Сейчас по всем каналам только и говорят об импортозамещении. Нам нужны свои колбасы, ветчина. И этот памятник отечественному производителю, я считаю, поставлен вполне своевременно. Обязательно приду на открытие и младшее поколение с собой приведу. «Ножки Буша», конечно, были дешевле, но ради процветания страны можно чем-то и пожертвовать… А про цирк, кино и танцы — это не ко мне. Сейчас о другом нужно думать и поддерживать совершенно справедливый политический курс России.

Александр Ушко, уличный музыкант, взявший небольшую паузу между выступлениями:
— Памятников вокруг много, но такого гимна желудку еще не встречал. Мотив хороший, но нотки фальшивые. Лично меня от такого вида спонсорства просто тошнит. Нельзя так бездарно нести в мир добро… Могу ли я себе позволить то, что здесь рекламируют? Как говорят, сколько денег — столько песен. Репертуар подбираю так, чтобы и на кино, и на гастроном хватало.

Дай Бог, конечно же, чтоб нам всем хватало и на кино, и на танцы. Но при этом оставалось бы место для хороших российских книг, фильмов. И акций, не замутненных коммерческим подходом к популяризации продуктов для души, являющихся национальным достоянием. Или мы слишком многого хотим?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру