Меняю вредную привычку на безбедную жизнь

Возможно, в скором времени излечившимся наркоманам станут предоставлять бесплатное жилье и горячее питание

Федеральная служба по контролю за наркооборотом (ФСКН) предлагает добавить в список социально незащищенных групп населения еще одну — излечившихся наркоманов. По мнению руководства ФСКН, люди, сумевшие справиться с зависимостью, вправе рассчитывать на льготные социальные услуги, предоставляемые, как правило, госучреждениями за счет муниципальных образований.

Возможно, в скором времени излечившимся наркоманам станут предоставлять бесплатное жилье и горячее питание

В список этих услуг входят: обеспечение горячим питанием, одеждой, юридическая и психологическая помощь, трудоустройство, предоставление услуг социального работника, то есть, по сути, сиделки или домработницы, и даже бесплатное социальное жилье.

Видимо, такие меры должны подстегнуть употребляющих наркотики граждан завязать. Ведь стать полноценным членом общества им зачастую мешают социальное отторжение и бытовая неустроенность. Помогут ли нововведения в борьбе с распространением дурманящего зла? И сколько времени должно пройти, прежде чем станет понятно, что человек действительно здоров?

— Излечившимся наркомана вообще считать трудно, — говорит руководитель центра социальной адаптации «Омега +» Евгений Капустин. — Ремиссия наступает спустя полтора-два года после того, как человек перестал употреблять. И даже тогда наркоману не до трудоустройства или семьи, он должен заниматься исключительно своим психическим здоровьем. Этим людям тяжело, и тому, кто всего себя положил на алтарь выздоровления, помогать необходимо, но… Квартиры давать? Считаю это бредовой идеей.

По словам Евгения, наркомана никоим образом нельзя сравнивать, например, с инвалидом. Он убежден, что на первых порах, в стадии ремиссии, таких людей нужно учить нести ответственность за самого себя, так как от этого человек быстро отвыкает в процессе употребления. А если его кормить с ложки, достигнуть результата не удастся. Пройдет короткое время, и бывший наркоман снова станет настоящим. Возврат к полной зависимости более чем реален в таких вольготных условиях.

Сейчас право на социальные услуги имеют инвалиды, дети-инвалиды, дети, испытывающие трудности с социальной адаптацией, пожилые одинокие люди, граждане, оставшиеся без работы и средств к существованию, люди с психическими расстройствами и без определенного места жительства. При этом социальными службами составляется список услуг, в которых нуждается тот или иной человек, а действие программы проверяется постоянно, как правило, не реже, чем раз в три года. И если соцработники решат, что нужда в их услугах отпала, то человека лишают прежних льгот. Здесь и таится опасность, о которой говорит Евгений Капустин. Ведь бывший наркоман, так и не прошедший настоящую социальную адаптацию, просидев какое-то время на всем готовом, скорее всего, снова возьмется за старое.

О разумном подходе к излечению наркоманов говорит и депутат городского совета Ростислав Шило:

— Если наркоман действительно излечился, то поддержка ему необходима. Что ж не помочь, раз человек хороший. Но, конечно, не квартиры раздавать. Да и причем тут налогоплательщики? Не считаю целесообразным тратить средства из муниципального бюджета. Не хотелось бы работать на наркоманов, ведь даже излечившийся может снова сорваться. Но если человек всей душой нацелен на выздоровление, если он готов стать полезным обществу, определенные меры для их поддержки принимать нужно, — считает Ростислав Александрович.

С ним согласен и другой городской законодатель Ренат Сулейманов:

— Наркомания — это социальная болезнь. С гуманитарной точки зрения, конечно, можно понять авторов подобных инициатив. Но приравнять бывшего наркомана к ветерану Великой Отечественной войны или ребенку-инвалиду — этого делать нельзя. В случае с наркоманией человек сам делает выбор, он попал в беду по собственной слабости или глупости. Справиться с этим в одиночку, наверное, невозможно, и помощь необходима. Но не бесплатное жилье давать, а, например, трудоустраивать их. Дать возможность заработать себе на жилье — это другое дело.

В том, чтобы наделить излечившихся наркоманов некоторыми льготами, пожалуй, есть здравый смысл. В плане того же трудоустройства — отправлять на сельхоз работы, какое-то немудреное строительство доверить или ту же социальную работу. И если человек будет достигать определенных успехов, покажет, что готов вернуться к нормальной жизни, тогда и говорить уже о каких-то иных мерах поддержки.

Но пока что государство лишь мешает «завязавшим» устроить нормальную жизнь, организуя, так сказать, наркоманские препоны.

— С постановкой таких людей на учет у нас в стране большая проблема, — уверен Евгений Капустин. — Сейчас, даже если человек действительно отказался от наркотиков, он должен отмечаться в соответствующих органах в течение пяти лет. Соответственно, все это указано в его документах. И когда стремящийся к выздоровлению наркоман приходит устраиваться на работу, ему с большой долей вероятности откажут. Он пойдет в другую контору, но и там не возьмут. В итоге человек остается не только без средств к существованию, но и чувствует себя ненужным обществу. Как вы думаете, долго ли он протянет без наркотиков?

Вопрос, конечно, риторический. Но есть и другие вопросы, на которые ответить в настоящее время сложно. Самые очевидные: кого можно будет признать излечившимся наркоманом? Какие у него должны быть документы, подтверждающие выздоровление? Как гарантировать, что он вновь не сядет на иглу? Даже простых вопросов более чем достаточно, чтобы обсуждать инициативу ФСКН на различных уровнях, чтобы принять взвешенные, разумные поправки в закон, а не пороть горячку.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру