Взяв ее на вооружение, полномочный представитель президента в СФО Виктор Толоконский на минувшей неделе провел заседание Совета по вопросам кадровой политики, собрав руководителей всех сибирских регионов. Перед началом совещания полпред провел небольшой брифинг.
— Мы до сих пор еще не используем все возможности, которые предоставляет закон для поиска кадров на государственные должности, — начал Виктор Александрович. — В том числе мы недостаточно профессионально организовываем конкурсные отборы. Конкурс предполагает не столько рассмотрение резюме и биографий, сколько анализ возможностей и способностей того или иного кандидата. Для этого существует множество способов: и собеседование, и просьба представить свои предложения по организации работы в направлении, соответствующем должности. Можно шире использовать форму рекомендаций.
И совершенно недопустимо, когда любой орган власти пытается избежать конкурсной основы для поиска работника. В законе о государственной службе есть пункт, согласно которому допускается принятие сотрудника без конкурса, если должность связана с использованием секретных материалов. Но поскольку в работе на госслужбе немало документов с грифом, под эту норму подводится очень много должностей. А это влияет на качество подбора кадров.
Знаю даже по себе: когда я в должности губернатора приезжал в какой-то город или район, обсуждался широкий круг вопросов, но редко я интересовался возможностями и уровнем конкретных руководителей или исполнителей. А ведь результаты любой сферы государственной деятельности зависят в первую очередь от грамотных специалистов, их профессиональных, человеческих, если хотите, морально-нравственных качеств. До последнего времени кадровое направление было несколько ослаблено, и сейчас необходимо плотно поработать на этой ниве. Об этом мы и будем говорить на сегодняшнем заседании с коллегами.
Рассказал полпред и о плановой проверке правительства Новосибирской области, проведенной не так давно его ведомством: «Мы выяснили, что очень много должностей в правительстве замещается без конкурса. Повторюсь, это абсолютно неправильно! Кроме того, люди, находящиеся на госслужбе, не должны быть учредителями каких-либо фирм. Разумеется, если бизнесмена внезапно пригласили занять кресло руководителя органа власти, он не может тут же покинуть все свои коммерческие посты — на это требуется время. Но никакие инструменты (а их масса) для решения этих проблем не были использованы. Мы сделали замечания губернатору и на основе этого дадим рекомендации руководителям других регионов, где в скором времени пройдут такие же проверки».
На вопрос «МК в Новосибирске» об омоложении кадрового состава органов власти Виктор Александрович предложил искать компромисс: «Возраст имеет значение, но не стоит ставить этот критерий во главу угла, как обязательное требование по какой-либо государственной вакансии. Омоложение должно происходить естественным путем. К примеру, мы повышаем требования к образованию кандидата, его навыкам работы с современными информационными технологиями и т. д., и автоматически преимущество получают молодые люди. В то же время нельзя пренебрегать социальным опытом кандидата.
Государственная и муниципальная служба — это плотное взаимодействие с гражданами. Нужно хорошо знать человеческую психологию, проблемы, которые волнуют народ, а это приходит с годами».