Представители СМИ повстречались с руководством предприятия и побывали на территории хранилища отходов производства НЗХК, в который раз отметив открытый характер общения и предоставления предприятием необходимой для городского сообщества информации.
Где хранятся «хвосты»
Сразу оговорюсь, что на территорию «хвостохранилища» (хвосты — термин, которым на производстве принято называть отходы основного производства) в составе пула новосибирских журналистов я ехал без какого-то душевного трепета, не как к месту потенциально опасному, а как во время обычной поездки за город. На заводе за время его существования для безопасного производства сделано столько, что практически в любом месте, за исключением разве что рабочей зоны сборки топливных стержней, радиоактивный фон практически не отличается от фоновых значений на любой улице города. То же и на территории «хвостохранилища», о котором в 90-е годы рассказывали жуткие подробности, до которых даже Чернобыльской зоне было расти и расти.
На самом деле «хвостохранилище» представляет собой огороженную и охраняемую территорию за чертой города, больше похожую на ухоженный заповедник. В центре этого лесного участка располагается искусственный водоем, куда по пульпопроводу с завода поступают смешанные с водой (для удобства транспортировки) отходы производства со средним значением излучения.
Взвешенные твердые отходы опускаются на дно водоема, а отстоявшаяся вода покрывает их сверху своеобразным экраном 10-метровой толщины. Понятно, что купаться в том озере не стоит, для того полигон и охраняется, но на дамбе в непосредственной близости от воды приборы радиоактивного контроля показали все то же допустимое значение — менее 0,3 микрозиверта.
Однако по этому поводу никто из персонала полигона особо нем благодушествует — на выезде с территории лаборант проверил наличие излучения на подошвах обуви всех членов делегации, на полу в салоне автобуса, его наружной поверхности и на колесах. Все оказалось в норме.
Как пояснил заместитель технического директора ОАО «НЗХК» по ядерной, радиационной, промышленной безопасности и экологии Александр Бабушкин, дно водоема выстлано особыми суглинками, имеющими очень высокую адсорбционную способность. Поэтому какого-то особого проникновения радиоактивных и химических элементов в почвенные воды не происходит. Полностью избежать этого нельзя, но происходит это в таких микроскопических объемах, что пробы из расположенных по периметру водоема скважин каждый раз подтверждают — повода для беспокойства нет.
Более того, по словам Александра Бабушкина, в ближайшие несколько лет предприятие перейдет на новую технологию, которая не предполагает жидких отходов производства, а сухие будут храниться на спецкомбинате «Радон» либо в собственном бункере с высокой степенью защиты. В ближайшее десятилетие планируется и ликвидация вышеуказанного водоема. Нет, он, естественно, никуда не денется, просто все накопленные в нем отходы будут последовательно перекрыты слоями специальных глин и других инертных материалов, с тем чтобы наружу не вырвалась ни одна заряженная частица. Естественно, что еще многие десятилетия это место будет находиться под пристальным наблюдением специалистов.
Чисто не там где убирают, а там где не мусорят
Эта бытовая пословица в полной мере применима к производству на ОАО «НЗХК». Ряд последовательно реализованных экологических программ позволяет предприятию долгие годы сохранять статус одного из самых чистых производств Новосибирска. Ежегодно НЗХК тратит десятки и сотни миллионов на природоохранную деятельность. Рекордными в основной капитал природоохранного назначения стали инвестиции 2009 года, которые составили 152 млн 706 тыс рублей. В 2010-м и текущем году объемы этих вложений стабилизировались в районе 80 млн рублей в год. При этом размеры оплаты предприятия за выбросы в окружающую среду загрязняющих веществ, не радиоактивных, обычных, которыми грешат большинство предприятий и ТЭЦ, ничтожно малы. По этим параметрам предприятие укладывается в установленные предельно допустимые нормы и при отсутствии штрафов эти суммы не идут ни в какое сравнение с расходами «на экологию». Самую большую сумму — 124,6 тыс. рублей в год предприятие платит за размещение и хранение отходов, за сбросы в водные объекты (использованные бытовые воды) — 34 тыс. рублей, за выбросы в атмосферный воздух — всего 9,3 тыс рублей.
О том, что с экологией на предприятии все в порядке, говорят и ряд международных сертификатов, которые подтверждают экологическую безопасность производства и произведенной продукции, поставляемой НЗХК в страны Евросоюза.
В рамках шестой Всероссийской экологической конференции в Москве Новосибирский завод химконцентратов был награжден Почетным дипломом победителя смотра-конкурса «Лидер природоохранной деятельности в России-2010».
Деятельность предприятия регулярно контролирует Сибирское межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью. Присутствовавший на встрече руководитель этого надзорного органа Владимир Прилепских заявил: «В смысле ядерной и радиационной безопасности Новосибирский завод химконцентратов является практически чистым и не оказывает заметного влияния на окружающую территорию. В целом наше ведомство удовлетворено работой завода по улучшению экологической безопасности. НЗХК делает это планово, последовательно, стабильно, намечая цель и продвигаясь к ней».