В связи с этим качество обучения в автошколах приковывает самые пристальные взгляды общественности. О его уровне, количестве ДТП, совершаемых молодыми водителями, и о том, как автоинспекция работает с автошколами, «МК в Новосибирске» рассказал заместитель начальника УГИБДД ГУВД МВД России по Новосибирской области, полковник милиции Денис Жданов.
— Статистика аварийности показывает, что около 15% ДТП в России совершаются начинающими водителями со стажем до двух лет, — рассказывает Денис Витальевич. — Только за первые полгода в Новосибирске и области «молодыми» водителями совершено 110 дорожно-транспортных происшествий, в которых шесть человек погибли и 126 получили травмы различной степени тяжести. При этом доля начинающих водителей ежегодно растет. Опять же подтвержу цифрами: если в 2009 году нашим Управлением было выдано 35 034 водительских удостоверения, то в 2010-м — уже 40 354, а за шесть месяцев этого года — 21 535. В связи с этим качество их подготовки получает все большее значение для безопасности на дорогах.
— Каков, на ваш взгляд, общий образовательный уровень автошкол области?
— Крайне неудовлетворительный. Средний процент сдачи экзамена с первого раза составляет в области 18,9%. Из-за некачественной подготовки кандидатов в водители некоторыми автошколами и несоблюдения ими лицензионных требований в процессе обучения сотрудникам экзаменационных подразделений ГИБДД приходится принимать квалификационные экзамены у одного курсанта по два, три, а то и семь раз. Методика обучения складывается на заучивании курсантами экзаменационных билетов и в получении начальных навыков управления транспортным средством на автодроме. Как следствие, процент сдачи экзаменов по этапам: ПДД сдают 85-90% курсантов, автодром — 65–70%, а вот город — лишь 20–25%. При этом качество подготовки в большинстве образовательных учреждений Новосибирска не только не улучшается, а продолжает снижаться из месяца в месяц.
Очевидно, что в такой ситуации необходимо принятие кардинальных мер по совершенствованию системы подготовки водителей и их допуска к участию в дорожном движении. Но ГИБДД повлиять на эту ситуацию, к сожалению, не может.
— Почему?
— Сейчас изменились условия лицензирования автошкол, и органы ГИБДД больше не могут как-либо вмешиваться в процесс обучения курсантов. Раньше мы могли зайти с проверкой в класс любой автошколы, посчитать реальное количество обучающихся, сравнить это количество с заявленным на бумаге и в случае несоответствия приостановить действие лицензии или применить другие санкции. Теперь у нас таких полномочий нет. Мы лишь оцениваем материально-техническую базу новых автошкол перед открытием, принимаем заявки на группы обучающихся и, разумеется, занимаемся приемом экзаменов у курсантов. Каких-либо других полномочий в работе с автошколами у нас нет.
Впрочем, вопрос не в наших полномочиях. Куда пойти учиться, каждый гражданин решает сам. Экзамены у выпускников любой автошколы принимаются по одним и тем же критериям, но кто-то сдает с первого раза, а кто-то не может получить права и с десятой попытки. Конечно, не всегда виновата автошкола: сам человек может быть просто необучаемым, но если для конкретного учреждения это стало тенденцией, стоит навести справки и задуматься, идти ли обучаться в такую автошколу. Потому что если вас по окончании курса обучения не устроит его качество, что-либо предъявить автошколе вы, к сожалению, не сможете.
— У вас есть возможность обратиться к владельцам автошкол.
— Я призываю людей к сознательности. Деятельность ваших предприятий является в первую очередь образовательной, а не коммерческой. Вы выпускаете людей на дорогу, позволяете им сесть за руль автомобиля, а это объект повышенной опасности. И от того, насколько хорошо выпускники вашей автошколы подготовлены к управлению транспортным средством, зависит жизнь и здоровье не только посторонних людей, но и, возможно, ваших близких.
— Народ уже много лет обсуждает проблему продажи прав. Существует ли она на самом деле, или это стереотип, сплетни?
— Последние года два я вообще не слышал, чтобы кто-то об этом говорил. А если я все-таки от кого-то слышу подобное, всегда прошу: «Покажите, где купить? Я вам даже денег дам». И почему-то на этом разговоры заканчиваются. Выдаем права мы, стало быть, купить их можно только у нас. Получается, кто-то заявляет, что мое ведомство занимаемся уголовно наказуемым преступлением. Поймаю кого-то на этом — посажу!
— Какие еще «точки соприкосновения» имеют Госавтоинспекция и автошколы?
— Среди образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей, нами проводится смотр-конкурс «Лучшая автошкола Новосибирской области». Мы оцениваем материальную базу каждого из учреждений-конкурсантов, преподавательский и инструкторский состав. Кроме того, честь автошколы отстаивают по одному курсанту, также работает Совет автошкол по всем организационным и спорным вопросам. Существует и волонтерское движение, куда входят представители автошкол, которые помогают сотрудникам Госавтоинспекции при проведении акций по БДД и распространению агитационного материала среди участников дорожного движения, а также совместно мы проводим занятия по ПДД РФ с личным составом отделов внутренних дел г. Новосибирска и области.