В Новосибирске в одном из автоцентров, расположенном в промзоне левобережья, механики готовят автомобиль «Нива» к предстоящему испытанию. Ее владельцы Марио Якобер и Сладан Мильич из Швейцарии купили внедорожник, чтобы участвовать в легендарной гонке.
Более 30 лет автомобиль «Нива» не принимал участия в экстремальной многодневной гонке «Париж – Дакар». Однако в 2022 году советский внедорожник вновь пройдет экстремальным маршрутом, на этот раз по Саудовской Аравии. Корреспонденты «Московского комсомольца» в Новосибирске» встретились с швейцарцами и попросили рассказать о подготовке к гонке.
«Я всегда хотел участвовать в гонке «Дакар». На Новый год я приезжал к родственникам жены в Новосибирск. Мы с ними ездили на рыбалку. И на льду озера увидел очень много «Нив». И тогда я обратил внимание, что даже при температуре воздуха -30 градусов – это отличная машина, чтобы участвовать в гонке «Дакар», – рассказал Марио Якобер.
Он отметил, что автомобиль «Лада Нива» уже участвовал в этой гонке в 1980-х годах, и хотел бы повторить этот успех. Раньше Марио уже сталкивался с этим автомобилем, бывая в Новосибирске. Советский внедорожник всегда его интересовал. Он познакомился не только с конструкцией машины, но и с ее историей.
«Я был в шоке, как «Нива» справлялась с бездорожьем по снегу и льду, несмотря на легкий вес. И понял, что это действительно очень хороший автомобиль для экстремальных гонок. Его конструкции и возможности проявились как раз зимой, и я уверен, что это будет очень хорошая машина для участия в ралли и внедорожных поездок», – уверен Марио Якобер.
«Лада Нива» уже участвовала в «Дакаре» 34 года назад. Сейчас в гонке появилась новая категория «Дакар-классик». В ней должны участвовать машины той же комплектации, и они не должны быть сильно изменены. Поэтому автомобиль немного усилен, кое-что заменили, но основа осталась нетронутой.
«Мы постарались сохранить автомобиль в оригинальной комплектации. Однако для безопасности и езды по бездорожью усилили шасси. А для выносливости усилили двигатель», – уточнил Марио Якобер.
Он отметил, что по бездорожью автомобиль способен ездить со скоростью 100 километров в час, а по простой дороге 120–130.
По словам управляющего СТО в Бердске Валерия Анучина, автомобиль был в достаточно хорошем состоянии.
«Мы искали машину в течение полутора месяцев. Последние 15 лет ею владел пенсионер. Он ездил исключительно на дачу. Купили автомобиль в феврале. «Нива» была в очень хорошем состоянии. Конечно, были трудности с постановкой автомобиля на учет, так как он не значился ни в каких базах», – рассказал он.
Сама «Нива» стоила около 100 тысяч рублей. А на ее восстановление потрачено уже около миллиона рублей. Под внешним хорошим видом оказалась не очень хорошая машина. Например, после пескоструйной обработки пришлось переваривать днище. Также пришлось усилить кузов и соединительные элементы.
«В целом над проектом работало много людей, примерно 20 человек. Их нужно было организовать. Марио даже ругается, что я не могу назвать точную дату завершения работы. С таким большим объемом работы мы столкнулись впервые», – рассказал Валерий Анучин.
Управляющий автоцентром Алексей Галашев рассказал, что на автомобиле после кузовного ремонта были установлены мотор и трансмиссия.
«Сложностей хватает. Как и в любом ремонте – их полно, и они непредсказуемы. Клиенты, увидев необычную «Ниву», интересуются, что мы с ней делаем, а когда узнают – не верят, что в Новосибирске готовят машину на «Дакар». Не сомниваюсь, что она доедет до финиша», – рассказал Алексей Галашев.
Как рассказал автослесарь, механик Виктор Пименов, при обновлении автомобиля заменили стекла на пластиковые.
«При подготовке автомобиля был увеличен на 110 литров бензобак, установлены гоночные сиденья. Кроме того, часть металлических деталей заменили на пластиковые. Также была убрана печка. Это было сделано для облегчения машины. Ее вес снизился примерно на 200 килограммов», – рассказал Виктор Пименов.
Марио Якобер встретился со Сладаном Мильичем на мероприятии, которое он сам организовывал. Оно было связано с автомобилями и называлось «Дорога в ад».
«Я сразу же понял, что Сладан – это тот человек, который готов ввязаться в авантюру: собрать автомобиль за 11 месяцев и выйти на «Дакар», – рассказал Марио Якобер.
Сладан Мильич добавил, что они много обсуждали различные идеи и одну из них решили реализовать – поучаствовать в гонке «Дакар» на «Ниве».
Он уточнил, что именно в «Дакаре» будет участвовать впервые. В каких-то других локальных гонках он участвовал. Но для «Дакара» они Rookies, что означает «участвующие впервые».
Когда Марио рассказал о планах по участию в «Дакаре», родственники жены поддержали идею и помогают собирать автомобиль. И постоянно находятся с ним на связи.
Что касается финансов, то это дорогое удовольствие. По словам Якобера, это одна из наиболее дорогих «Нив», которую можно встретить в Новосибирске.
«Это обычная «Лада Нива», которую сначала разобрали, а потом собрали заново для того, чтобы участвовать в «Дакаре». Этот автомобиль выпустили в 1984 году, и до этого им владели всего два хозяина», – уточнил Марио Якобер.
«Моя роль в экипаже – пилот и менеджер команды Racing Lada. Основная наша цель – дойти до финиша, преодолев шесть тысяч километров за две недели. И вернуть былую славу этой машине спустя 34 года. Заставить гордиться Россию и Швейцарию, что мы сделали такую машину», – сказал Марио Якобер.
Сладан Мильич признался, что он влюбился в силуэт «Нивы».
«Я в экипаже второй пилот и штурман. Моя задача проложить маршрут. Также я слежу за безопасностью. Машина мне очень нравится. Здесь я помогаю механику, наблюдаю, как все происходит. Мне нравится как внешняя, так и внутренняя составляющая», – сказал Сладан Мильич.
Он сравнил «Ниву» с итальянским «Фиатом». По его мнению, оба автомобиля схожи в дизайне и внутренних составляющих.
Следующая гонка «Дакар» пройдет в январе 2022 года в Саудовской Аравии. Вначале автомобиль будут тестировать в Новосибирске. Затем его перевезут через Москву в Швейцарию, где «Ниву» также будут тестировать и готовить к гонке. После этого все участники соберутся в Марселе, а уже оттуда на корабле их перевезут в Саудовскую Аравию.
«Для нас важно то, что российский автомобиль «Нива» готовится к гонке в России, в тесном сотрудничестве с экспертами в Новосибирске, чтобы сделать эту раллийную «Ладу Ниву» успешной, управляемой швейцарским экипажем», – подчеркнул Марио Якобер.
При этом швейцарская команда учитывает опыт участия «Нивы» в гонке «Дакар». В 1988 году это был последний раз, когда советская гоночная команда «Нива» участвовала в Дакаре, пилот (Джеки Икс, победитель Дакара-83) попал в аварию, но, несмотря на это, машина добралась до финиша. Им понравился этот опыт. Это было последнее участие «Лады Нивы» в «Дакаре», и они хотят вернуть ей былую славу, на этот раз с новой командой Racing Lada.