«Убитое детство», дети мигрантов и новый учебный год: эксклюзивное интервью начальника департамента образования мэрии Новосибирска Рамиля Ахметгареева

О предварительных итогах сдачи ЕГЭ и ОГЭ, детях мигрантов в школах и «убитом детстве» в интервью главным редакторам Сиб.фм Group рассказал начальник департамента образования мэрии города Рамиль Ахметгареев.

«Убитое детство», дети мигрантов и новый учебный год: эксклюзивное интервью начальника департамента образования мэрии Новосибирска Рамиля Ахметгареева
Юрий Бабичев

– Рамиль Миргазянович, сколько выпускников в школах Новосибирска сдали ЕГЭ и ОГЭ в этом году?

В этом году итоговую аттестацию в форме ОГЭ и ЕГЭ сдали почти 31,5 тысяч учащихся. Особенно увеличилось количество девятиклассников – 21 485 человек сдали экзамены. В 11 классах выпустились 10 011 человек. Таким образом, общее количество детей, прошедших итоговую аттестацию, составило 18 874 человека, из которых 937 получили аттестаты с отличием.

Около 2 000 выпускников не справились с экзаменами, но эта цифра значительно снизилась по сравнению с предыдущими годами. Это связано с тем, что девятиклассники стали уделять больше внимания основным предметам. В прошлом году количество не сдавших экзамены превышало 3 000. В этом году в девятых классах наблюдается рост числа учащихся. Например, в прошлом году 17 тысяч ребят сдавало выпускные экзамены.

В сентябре будут проводиться дополнительные экзамены для тех, кто не прошел государственную итоговую аттестацию в основной период. Проблем с выпускниками 11 классов практически нет, так как они успешно завершают обучение и сдают ЕГЭ. В прошлом году мы реализовали проект для тех девятиклассников, которые не справились с аттестацией. На базе системы профтехобразования они обучались профессиональным навыкам. Около 900 ребят получили дополнительную профессию, что является хорошей практикой.

Результаты ЕГЭ в прошлом году остались стабильными и незначительно отличаются от предыдущих лет. Количество «отличных» результатов немного уменьшилось, но в целом качество знаний увеличилось, особенно по таким предметам, как химия, биология и английский язык. Показатели по профильной математике также выше, чем в предыдущие годы. Однако результаты по русскому языку и обществознанию несколько ниже.

В целом результаты экзаменов в Новосибирске достаточно неплохие и даже лучше по сравнению с предыдущими годами. После сентябрьских экзаменов мы опубликуем все данные по итогам.

– Есть ли те, кто провалил экзамены? Что им теперь делать? Что делать абитуриентам?

– Пересдавать. Абитуриент, который сегодня сдаёт экзамен в школе, одновременно является выпускником и абитуриентом. Он уже получил базу знаний и имеет возможность выбора. Если вернуться к началу, то абитуриент профессионально определился и выбирает вуз или колледж, в который он должен поступить с такой базой знаний. Поступление в колледж проще, для вуза также учитываются оценки, полученные в аттестате.

Если аттестат не получен, абитуриент может пересдать экзамены в следующем году. В этом году повторные сдачи проходили для учеников 11 классов, включая выпускников предыдущих лет. Однако это не означает, что каждый из них не освоил материал. В отдельных случаях ученики могут осознать, что выбрали неправильный путь, и исправить свои ошибки. Если у абитуриента нет результатов по необходимым предметам, он может сдать экзамены по ним, чтобы соответствовать требованиям выбранного вуза.

Система такова, что выпускной балл школы становится вступительным для высшего учебного заведения. В этом году было зафиксировано наибольшее количество стобалльников по химии, что является положительным показателем. Также стоит отметить, что количество медалистов увеличилось: в этом году их 1 269, по сравнению с 1 195 в 2024 году. Это говорит о том, что медаль «твёрдая».

Сегодня требуется показать уровень не ниже 60 баллов на ЕГЭ для претендентов на золотую медаль. Также учитывается итоговая успеваемость и наличие хороших и отличных оценок. С прошлого года медали делятся на первую и вторую степени за особые успехи в обучении, что заменяет «старую» систему с золотыми и серебряными.

– Скоро начнётся новый учебный год, сейчас в школах активно идут ремонты. Сколько средств выделено для этих целей, есть ли проблемные объекты, и откроются ли к 1 сентября новые школы?

В этом году в январе мы уже открыли новую школу – № 57 в Дзержинском районе, на улице Авиастроителей. Это здание было снесено и построено заново, теперь здесь 825 мест. Также запланировано открытие школы в микрорайоне Стрижи на 1 сентября – это уникальный проект с основным зданием и дополнительным корпусом, который будет служить спортивным кластером. Кроме того, на базе действующей школы мы создаём около 1 900 дополнительных мест.

Ещё один объект, который мы открываем при поддержке города и области, – это второй корпус школы № 19. Ранее это здание было в аренде, но мы вернули его в структуру города, и с 1 сентября здесь будут обучаться 300 детей начальной школы.

В этом году мы завершаем капитальный ремонт 21 школы по федеральной программе. Этот проект длился два года, и для его реализации были расселены 14 школ. Я благодарен коллегам и родителям за понимание в этот непростой период. На эти цели было выделено около 2,7 миллиарда рублей из федерального, областного и городского бюджетов.

Все школы начнут работу с 1 сентября. В трёх учреждениях работы продолжатся до конца первой четверти, что это не нарушает сроки ремонта – работы должны быть завершены до 1 декабря 2025 года. Эти учреждения получили дополнительные средства во время ремонта, так как «вскрытие показало» необходимость дополнительных работ.

Мы продолжим работу в этих школах, поскольку федеральная программа включает обновление внутри учреждений: замену проводки и отопления, ремонт классов и столовых. Однако работы по благоустройству территории, включая асфальтирование и ограждение, не входили в первоначальные планы. Мэр города поручил провести расчёты для завершения этих работ в 2026-2027 годах за счёт местных бюджетов.

Также продолжается текущий ремонт образовательных организаций: кровли, системы отопления, санузлы и спортивные залы.

Актуальным для нас вопросом является восстановление спортивных площадок. За последние годы мы построили около десяти качественных стадионов на территории города, но наша задача заключается не только в том, чтобы любоваться этой красотой. Важно, чтобы эти стадионы функционировали в полной мере. Если они не будут использоваться, нужно серьёзно подумать над этой проблемой, поскольку само строительство стадиона – это долгий процесс.

Не хотелось бы, чтобы мы построили стадион и затем не использовали его. Стадионы должны заполняться зрителями и участниками. Это, вероятно, более сложная задача. Иногда я размышляю на эту тему. Недавно посмотрел фильм о Льве Яшине, где показывали главные спортивные клубы страны. Интересно, что в то время, когда советский и российский футбол находились на пике, команды играли на обычных полях с палками вместо ворот, но результаты были впечатляющими.

– Есть ли какие-то районы в Новосибирске, в которых есть острая нехватка школ?

– Острая – это окраины. К сожалению, мы не смогли реализовать строительство шести школ в таких микрорайонах, как Плющихинский и Южно-Чемской, где должны были появиться две новые школы. Также есть запланированная школа в микрорайоне Чистая Слобода и в Новомарусино, Дивногорском, хотя там ситуация не такая критическая. На Ключ-Камышинском плато также была предусмотрена школа.

Эти места являются наиболее проблемными на сегодняшний день, и заполняемость существующих школ здесь очень высокая. Я не буду углубляться в детали, так как наша основная задача – это обучение детей, а не строительство. Все необходимые заявки были поданы, но, к сожалению, процесс строительства концессионных школ пока не состоялся.

В этих микрорайонах у нас возникли серьёзные проблемы. Например, лицей № 185 стал очень привлекательным: некоторые люди пытаются прописаться в этой территории различными способами, чтобы попасть в это учреждение, даже представители силовых структур занимаются этими вопросами.

Кроме шести упомянутых точек, я бы выделил микрорайон Европейский берег. Там уже построена школа, которая выполняет свои функции, но с учётом роста населения микрорайона ожидается строительство новой школы инвестором. Однако более сложная ситуация наблюдается именно на окраинах, где компактные дома и большие семьи заполняют школы на 1 100 мест уже в первый год после открытия.

Пока вынуждены возить детей из Новомарусино и Дивногорска в 221-ю школу на «Радугу Сибири». Также с 1 сентября будет организован вывоз детей начальных классов в другие школы из Южно-Чемского района и Плющихинского жилмассива. Для этого будет организована автобусная доставка – это новшество для нашего города.

Ситуация с детскими садами стабилизировалась. Мы перераспределяем здания тех детских садов, где нет потребности, например, когда рядом находятся три-четыре сада. Одно из зданий мы переформатируем под начальную школу, что позволит детям получать образование на протяжении всего начального обучения. Таким образом, мы продолжаем использовать здания, которые не должны оставаться пустыми. Это один из новых подходов к решению проблемы нехватки школьных мест.

– Сколько в этом году первоклассников сядут за парты, и есть ли проблема нехватки кадров педагогов начальной школы?

В этом году мы ожидаем, что количество первоклассников в учебных заведениях составит около 20 тысяч, что примерно на полторы тысячи меньше, чем в прошлом году. Это средний показатель, который может варьироваться от района к району. Закон требует, чтобы каждый ребёнок имел возможность получить образование, и он также регулирует вопросы нехватки мест. Если в одном месте нет возможности предоставить место, должно быть предложено другое. Никто не должен остаться без образования.

Что касается кадров, все новые классы будут обеспечены педагогами. Я не утверждаю, что условия будут всегда идеальными, но в некоторых случаях возможно применение модели перезагрузки, когда один педагог будет работать с двумя классами в первую и во вторую смену. Мы также наблюдаем тенденцию к уменьшению числа детей в дошкольных учреждениях, и это заметно. Я уже говорил о том, что мы планируем переформатировать детские сады. У нас есть хороший ресурс в виде воспитателей с педагогическим образованием, которые при желании могут легко перепрофилироваться в учителей начальной школы.

– В новом учебном году в системе образования ожидается ли что-то новое?

– Начинается новый учебный год, и, как всегда, с ним приходят изменения. В нашей системе образования два новых года: один начинается 1 сентября. В этом году, как и в предыдущие, ожидаются новшества, однако на уровне глобальных изменений мы можем наблюдать тенденцию к созданию единого учебника.

Этот процесс не завершится за один год, но он продолжается в рамках федерального государственного образовательного стандарта и учебников. Ранее существовал определённый хаос: в таких предметах как математика было множество вариантов учебников, и при переходе ребёнка из одной школы в другую единого формата часто не хватало. Теперь мы движемся к более строгой системе единых учебных программ, учебников, поурочных планов и оценочных процедур.

Это обновление станет важной частью нашей работы. Мы должны внедрить эти изменения в соответствии с обновлёнными ФГОС и федеральной образовательной программой, что также повлечёт за собой изменения в ряде федеральных законов.

Важной частью нашей деятельности будет продолжение работы в направлении воспитания. Долгое время это направление было формализовано, но сейчас мы видим активизацию таких движений как «Движение первых». Изначально у детей был скепсис по этому поводу, но сейчас интерес к этим направлениям растёт.

Необходимо расширять эти инициативы и создавать лучшие условия для их реализации. Например, ЮНАРМИЯ также будет развиваться: мы открыли штаб на территории Калининского района на базе «Каравеллы». В планах – создание филиала или большого городского центра на левом берегу до 2026 года.

Что касается спорта, мы активно развиваем программу ГТО. Провели обучение тренеров, работающих в системе дополнительного образования и школах, чтобы они могли эффективно принимать нормы ГТО. Создали стадионы в каждом районе, где ребята могут сдавать эти нормы. Это важно, так как некоторые вузы добавляют дополнительные баллы за золотой значок ГТО.

Также в этом году мы открыли новые направления в системе дополнительного образования на базе Экономического лицея и Лицея «Интеграл» и планируем продолжать развивать межпредметные связи между дополнительным образованием и школами. Это поможет усилить профили по физике, химии, математике и биологии.

В настоящее время у нас ведётся строительство пристройки к Экономическому лицею, которую мы ожидаем завершить к концу года. Этот проект очень важен. Также идёт строительство пристройки к лицею № 113, расположенному в районе Золотой Нивы. Мы планируем начать работы в зоне педагогического университета - школы № 189. Здесь будет возведён большой второй корпус на 825 мест, что фактически представляет собой целую новую школу. У нас есть планы и в этом направлении, и мы надеемся, что все эти инициативы будут реализованы и найдут своё развитие.

– Министерство просвещения России утвердила новые нормы нагрузки для учеников начальных классов. Вы не могли бы это прокомментировать и оценить.

Я считаю, что оценку новых практик мы должны получить от педагогов, так как это подтверждается практическим опытом. Я сторонник того, что при введении новой практики необходимо провести её апробацию. Чтобы ощутить влияние новых норм, нужно поработать с ними и получить оценку от педагогического сообщества – профессионалов, которые работают в этой сфере. Также важно учитывать мнение родителей, особенно когда ребёнок начинает учёбу в первом классе. Если в семье несколько детей, это даёт возможность сравнить разные подходы. Поэтому оценивать то, что ещё не было опробовано, довольно сложно.

Наша задача заключается в том, чтобы решения Министерства просвещения или Министерства образования были выполнены. Однако анализировать нужно не только бумагу, особенно когда речь идёт об образовании детей. Мы должны увидеть результаты, которые не могут быть оценены лишь на одном уровне. С каждым годом требования к вузам растут, и я считаю, что завышенные требования в некоторых школах могут негативно сказаться на детях. Я это порой называю «убитым детством». Ребёнок должен заниматься не только учёбой. Комплексный подход иногда даёт более серьёзные результаты, когда дети развиваются в спорте, творчестве и учёбе. Мы можем вырастить академиков, но каково тому, кто был рядом и не стал академиком?

Это очень актуальный вопрос для меня, так как у меня есть маленькие дети, и я часто об этом размышляю. Что касается нововведений в Новосибирске, я уверен, что мы готовы к ним. У каждой образовательной структуры есть своя организация работы. Когда вышестоящие органы устанавливают нормы, мы готовы их исполнять. Нормативные требования министерства не могут игнорироваться.

Мы уже начали обсуждение этих вопросов в рамках августовских мероприятий: в каждом районе школы будут собираться для обсуждения новых подходов. Главное, чтобы изменения действительно облегчали жизнь первоклассникам, да и вообще всем школьникам. Это самая важная задача. Иногда за благими намерениями могут скрываться трудности, поэтому важно опробовать новые подходы и увидеть их эффективность.

– Депутаты Госдумы предложили отменить оценки по ИЗО, музыке, физкультуре и технологии. Какое ваше мнение на этот счёт?

На мой взгляд, у человека всё должно быть прекрасно. Чехов, кажется, это говорил. Поэтому освобождение ребёнка от уроков физкультуры из-за нежелания заниматься – это, безусловно, неправильный путь. То же самое касается и других предметов, например, ИЗО. Оценочная система – это отдельный вопрос, но мы сегодня всё равно обращаем внимание на опыт советской педагогики.

Там всё было строго регламентировано. Разве вы не говорили в детстве: «Зачем нам эта математика? Она нам не пригодится». Однако для развития личности был установлен перечень предметов, которые способствовали общему развитию человека. Да, кто-то поступил в гуманитарный вуз и не столкнулся с математикой, но со временем он мог стать отличным расчётчиком благодаря базовым знаниям, которые получил.

Поэтому можно убрать отметки, но исключение определённых предметов может привести к тому, что мы начнем убирать всё, что кому-то не нравится. Навыки важнее оценок. Например, в изобразительном искусстве важно привить навык, и он может проявиться у человека даже после школы. Основная задача заключается в том, чтобы оценочная система была адекватной. Я согласен с тем, что в случае физкультуры, если есть медицинская справка, обучение может быть организовано по системе лечебной физкультуры, и оценка должна основываться на других показателях.

В остальном важно понимать, как мы будем воспитывать физически здоровых людей. Это особенно актуально для наших детей. Уроки физкультуры могут стать хорошей альтернативой времени, проведённому за компьютером, которое может быть более вредным. Нормальное развитие ребёнка в его возрастной категории возможно через занятия спортом. Почему бы не поиграть в футбол или волейбол? Если мы не будем заниматься этим, то рискуем потерять важные навыки со временем.

– С этого года дети мигрантов должны проходить тестирование при поступлении в школы. Можете предварительно сказать, сколько детей прошли тестирование при поступлении в школу?

– Я ожидаю, что активный период начнётся в августе. На середину июля количество детей, не получивших зачет по тестированию, составляло около 40, с возможной ошибкой в одной-двух единицах. Пропорция между теми, кто успешно преодолел тестирование, и теми, кто не смог, примерно 50 на 50.

На территории города мы открыли три базовые точки, что определено нормами федерального законодательства. Если ребёнок не успешно проходит тестирование, ему предоставляется три месяца на дополнительную подготовку. Если по истечении этого времени результаты не улучшаются, дело передается в миграционную службу для принятия дальнейших решений.

Следует отметить, что это новшество не касается тех, кто уже обучается в наших школах. Человек может плохо знать русский язык, но при этом быть гражданином Российской Федерации. Мы сейчас работаем с той категорией, которая только что приехала на территорию страны.

Возрастной ценз для этой новой категории граждан охватывает детей от 1 до 11 классов.

– В прошлые годы мы писали, что в одной или двух школах Новосибирска были классы, состоящие полностью из детей мигрантов. А сейчас есть такие?

На самом деле есть школы, где доля детей-мигрантов достигает около 70 %. Это не просто один или два класса. Когда 70 % учеников составляют мигранты, смешать классы становится невозможно. Объективно это касается в первую очередь района Плющихинского массива и Хилокского района, хотя на него обращается больше внимания. Однако там школы маленькие, и количество детей в них меньше 300.

Поэтому более массовая школа, находящаяся в МЖК, насчитывает около 2 000 учеников. Более 10 школ имеют более 10 % детей-мигрантов. Это наша текущая ситуация, но сложно разделить граждан Российской Федерации и мигрантов. Мы можем условно разделить их по документам: имея паспорт, человек является гражданином России, и его нужно учить.

Ещё один важный вопрос касается мигрантов среди взрослого населения. Необходимо организовать обучение русскому языку и взрослых, чтобы они могли понимать наш язык. Я считаю, что если человек въезжает в Россию, он должен знать язык; если он этого не делает, то возникает вопрос, зачем ему здесь находиться. Это может звучать грубо, но в этом есть своя логика.

Дети, как правило, учатся легче, особенно если взрослые заинтересованы в этом процессе.

– Уже скоро у нас уже 12-й раз будет проводиться форум технологического развития «Технопром», и в этом году одно из ключевых направлений – это развитие технологий искусственного интеллекта. Как они сегодня применяются в школах города?

– Осторожно! Если мы хотим полностью перевести задачу на искусственный интеллект, это не получится. Элементы искусственного интеллекта уже давно внедрены в нашу повседневную жизнь и в образовательный процесс, но пока что мы не видим его ярко выраженного применения. Исключение составляют некоторые лицеи и гимназии технического профиля, которые активно работают в этом направлении.

Говорить о том, что я применяю искусственный интеллект на уроках, не совсем корректно. Я работаю над ИИ в рамках дополнительного образования и привлекаю детей к этому направлению. Основная задача здесь – формировать интерес к техническому творчеству, и именно через это мы видим внедрение искусственного интеллекта в образовательный процесс.

Существует утрированное представление о том, что робот придёт и заменит всё, в том числе и уроки. Это не так. Человеческий интеллект будет способствовать развитию искусственного интеллекта и формулированию задач.

Задача школы заключается в том, чтобы внедрять эти технологии. В этом году мы рассматривали продвижение этого направления в ряде образовательных учреждений, включая Вторую гимназию и Инженерный лицей, где педагоги ставят перед собой задачу формирования будущих специалистов инженерных наук и технического творчества. Мы не можем оставаться в стороне от этого процесса, и те школы, которые успешно движутся в этом направлении, выстраивают свою работу в связке с другими дисциплинами, например, с музыкой. Иначе связь теряется.

Тема использования потенциала искусственного интеллекта является спорной и соблазнительной. Нужно помнить, что в случае сбоя системы наш человеческий интеллект должен оставаться на высоте. Поэтому его необходимо развивать наряду с искусственным интеллектом. Надежда на то, что машины всё сделают за нас, не должна затмевать необходимость развивать свой разум.

Это интересная и актуальная тема, и многое зависит от того, кто будет преподавать и развивать эти направления. Привлечение педагогов, в том числе из высшего звена, является важным аспектом работы на будущее детей. Мы активно участвуем не только в Технопроме, но и в других направлениях. В последние годы наблюдается интересная тенденция: не только школы, но и детские сады начинают участвовать в Технопроме и других проектах.

Что касается обучения детей искусственному интеллекту, то важной задачей является развитие нестандартного мышления. Здесь правильное разъяснение играет ключевую роль. Я – гуманитарий, и я считаю, что человек должен уметь выражать свою точку зрения. Задача школы – помочь детям научиться этому.

На пересечении человеческого разума и искусственного интеллекта есть много интересных возможностей для внедрения технологий. Возможно, это необходимый этап для взросления ребёнка.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру