Китайские бренды остаются на лидирующих позициях, в то время как российские автопроизводители пытаются адаптироваться к сложившейся ситуации. Журналисты издания Atas.info проанализировали текущие тенденции на местном авторынке и выяснили, стоит ли сейчас приобретать автомобиль.
Снижение спроса на новые автомобили: временное явление или кризис?
В первые два месяца 2025 года в Новосибирской области было зарегистрировано всего 2002 новых автомобиля, что на 22,9% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Этот показатель стал одним из самых низких в Сибири, уступая только Кемеровской области. По данным агентства «АВТОСТАТ», общероссийский спад составил около 9%, однако ситуация в Новосибирске выглядит более тревожной.
«Покупатели стали более осторожными. Цены растут, кредиты становятся дороже, а доходы остаются на прежнем уровне», — комментирует Вячеслав Ашурков, руководитель новосибирского отделения Федерации автовладельцев России.
К основным причинам снижения спроса относятся рост утилизационного сбора, подорожание комплектующих и инфляция. Тем не менее, эксперты предполагают, что рынок может адаптироваться и спад окажется временным.
Популярность подержанных автомобилей: вторичный рынок на подъеме
Пока новые автомобили теряют популярность, подержанные машины становятся спасением для многих жителей Новосибирска. На платформе «Дром» размещено более 150 тысяч объявлений о продаже б/у авто, а средняя цена на них снизилась до 954 тысяч рублей — на 6% ниже, чем в 2024 году.
«Я продал свою старую „Ладу“, добавил немного денег и купил подержанный „Дастер“. Другого выхода просто не было», — делится опытом житель Калининского района Евгений Белоусов.
Эксперты отмечают формирование «ценовых ножниц»: новые автомобили дорожают быстрее, чем б/у, что делает их менее доступными для большинства покупателей.
Китайские бренды: продолжают лидировать, но теряют позиции
Китайские марки по-прежнему занимают лидирующие позиции на рынке: в 2024 году в регионе было зарегистрировано более 10 тысяч новых автомобилей CHERY, HAVAL и Great Wall. Лидером продаж стал CHERY Tiggo 7 Pro Max, который обошел такие модели, как LADA Granta и Vesta.
«При выборе автомобиля я ориентировался только на китайские модели. Они предлагают хорошее соотношение цены и качества», — рассказывает Евгений Белоусов.
Тем не менее, доля китайских автомобилей на российском рынке снизилась с 59,5% до 54,5% из-за роста цен и сокращения поставок.
Российский автопром: LADA сохраняет позиции, но сталкивается с вызовами
Отечественные автомобили продолжают пользоваться спросом: в 2024 году в Сибирском федеральном округе было зарегистрировано 18 927 новых LADA.
«Для меня важна простота обслуживания и доступность запчастей. Поэтому я выбрал „Весту“», — делится мнением Константин Ш., водитель с 30-летним стажем.
Однако даже российские автомобили становятся дороже: модели с полной локализацией (Granta, Niva Travel) могут подорожать на 7–9%, а те, что зависят от импорта (Vesta, X-Cross), — на 13–15%.
Европейские марки: роскошь вместо массового сегмента
После ухода западных брендов в 2022 году их автомобили стали либо недоступны, либо слишком дорогими. Toyota, Volkswagen и Renault теперь представлены в основном через параллельный импорт.
«Toyota Camry стала для меня инвестиционной покупкой. Я знал, что она прослужит долго», — говорит новосибирец Сергей Павлов.
Средняя цена на европейские модели возросла на 15–20%, а некоторые автомобили полностью исчезли из автосалонов.