На днях в Новосибирске с концертом выступил актер Юрий Таежный, известный по своей роли в культовом сериале «Легенда о Круге». В эксклюзивном интервью нашему корреспонденту он поделился творческими планами, мыслями о современной ситуации в жанре байопика, и рассказал, путают ли его с Михаилом Кругом.
- Вы уже не в первый раз в Новосибирске. Какие у вас впечатления от города сейчас и в целом?
- У меня здесь много друзей. Много уже каких-то, условно говоря, любимых мест. Я люблю центр - там, где домины, куда можно ездить покушать, где погулять. Новосибирск – большой город, поэтому он очень разный. Здесь есть все, от нищеты до богатства.
Потом это - производственный центр: здесь фабрики, заводы и так далее. А это всегда, с одной стороны, минус, а с другой - огромный плюс. Я вижу, что люди работают, люди улыбаются. Людям не так плохо, как в других регионах Российской Федерации. Это не деструктивные районы.
Очень хорошо в последнее время зарекомендовал себя научный центр университетский, который вырабатывает в Академгородке новые лекарства, новые технологии в медицинском деле. Это очень важно, мне кажется.
Плюс здесь еще ВПК, я так понимаю. Поэтому Новосибирск - один из таких городов, которые вряд ли назовешь дотационными.
- А что бы вы хотели поменять в этом городе? Что вам меньше всего понравилось?
- Я бы немножко все-таки постарался сделать город почище. Где-то подлатать дорожное полотно, улицы, благоустройство и так далее. Надо стремиться к тому, чтобы он стал красивее. Он и сейчас выглядит, в принципе, неплохо. Но хочется, чтобы он был блестящим. Он заслуживает этого. Я уверен, что он будет расти, развиваться, приносить людям радость и, я думаю, что и какой-то доход. Все равно это будет один из самых крупных, самых сильных городов Российской Федерации.
- А что можете сказать о своих новосибирских зрителях?
- Здесь у меня есть своя публика. Когда ты приезжаешь первый раз в город, все равно бывают какие-то неровности. Не бывает так, чтобы зритель сразу пришел и тебя понял, обнял, и ты стал любимым артистом.
Как мне Митяев рассказывал в свое время: приезжают 150 человек. Через год приезжают 300. Еще через год - 800. Если ты бьешь в десятку, если ты хорошо поешь, хорошо работаешь, то рано или поздно зритель приходит.
- Зритель ведь тоже это чувствует - где человек поет сам, а где студийная запись играет.
- Сейчас исполнители, поющие вживую, особенно востребованы у публики, потому что их не так уж и много.
- Чем более синтетическим становится мир, тем больше ценится естественность?
- Чем более синтетическим становится мир, тем больше тянет к «аналогу». Поэтому люди опять начали собирать виниловые пластинки. Оказалось, что виниловый звук, аналоговый звук - это совершенно другая история, другая энергетика.
- Давайте поговорим о кино. Вы продолжаете сниматься. Сколько всего у вас ролей уже?
- У меня тридцать ролей в кино - разных, больших и маленьких. Сейчас я играю в сериале, который называется «Романовы».
Ну, и я же снял 9 фильмов в качестве продюсера, то есть, продолжаю идти вперед.
- Какие фильмы занимают в вашей жизни самое важное место - не в плане известности у зрителя, а которые близки лично вам?
- Я - киношник, профессионал. Для меня это - моя работа, поэтому я смотрю очень много. Смотрю весь поток мейнстрима: и Голливуд смотрю, отсматриваю всё, что появляется новое. Я могу по три фильма смотреть в день. Фильмы разные - боевики, мелодрамы, награждённые на Каннском фестивале и не награждённые - всё, что угодно. И, естественно, российские фильмы тоже - я же должен видеть, что делают другие творцы, другие компании.
Но я смотрю по-другому, не с точки зрения: нравится - не нравится, а с точки зрения: где - компьютерная графика, где - реал, где - поджали, где кадр, где камера сверху - я раскладываю по частям кино. Я смотрю технологический процесс и многому учусь.
- Очень многие вас знают именно благодаря фильму «Легенда о Круге». Вы не боитесь стать заложником этого образа?
- Совершенно не боюсь, потому что я сам - продюсер кинокомпании. Я понимаю, что клише — это когда человек просто-напросто останавливается, а я не останавливаюсь. Я, конечно, очень радуюсь, что, благодаря сильной команде, которая снимала этот фильм, он получился, стал культовым. Его постоянно показывают на разных телеканалах, хотя ему уже больше 10 лет, у него в совокупности 107 миллионов просмотров — это хороший результат. Этот фильм разобрали по фразам.
А в концерте «Легенда о Круге» я пою песни из этого сериала, и люди приходят, люди хотят слышать эти песни, слышать в своем исполнении. Меня это радует. Но я работаю и над своим материалом, чтобы года через три, условно говоря, в моем концерте за 2−2,5 часа из 25 песен было бы только 5−6 песен Круга. Потому что нужно наращивать свой материал, свою музыку. А что касается образа – да, пока я еще не «разгримировался», я в этом образе нахожусь, потому что опять-таки работаю в концерте «Легенды о Круге». Но, во-первых, я очень легко вхожу и в другие образы, а, во-вторых, я надеюсь, что впереди у меня еще как минимум несколько интересных ролей. Мы над этим работаем, чтобы не остаться в одном образе.
- Как вы думаете, люди, которые, приходят на ваши концерты, хотят видеть именно вас или все-таки Круга?
- Они меня хотят видеть. Они понимают, что пришли все равно на Юрия Кузнецова-Таежного. Я же делаю симбиоз – и материал смешанный: в концерте звучат, наряду с песнями Круга, и мои песни, и любимые каверы. Да и само исполнение — это все равно симбиоз. Кроме того, что я подчеркиваю ментальность и характер исполнения Круга, я еще много своего вношу. И вот эта коллаборация получается довольно удачной. Люди это чувствуют, и им нравятся. Хотя случались и, с моей точки зрения, странные вещи.
- Какие?
- Недавно увидел по телевизору, как Сергей Волчков, который однажды победил в шоу «Голос», выступает в образе Михаила Круга. Ему сделали маску. По сюжету программы, после того, как певец спел, на экране справа появляется его фотография, а слева – фотография того персонажа, которого этот певец изображал. Каково же было моё удивление, когда слева показали меня, а не Круга. А потом ещё видео показали, где в фильме я пою в смокинге «Владимирский Централ», и было написано: «Михаил Круг, Владимирский Централ». Я просто обалдел. Так ведь не только я заметил. Мне позвонила Ольга, сестра Михаила Круга, говорит: «Они что там?» И Бочаров позвонил, поэт. Сказал, что ему уже несколько раз звонили. Они же видят, они меня знают. Видят, что это не Круг. А для кого-то на Первом канале, Круг и я – это одно и то же.
- А как вы выглядели до съемок?
- Худой, без усов, с длинными волосами. Я вообще ничего похожего с Кругом в себе не находил. Ко мне пришли Илья Шиловский, который написал сценарий фильма «Легенда о Круге и Карен Оганесян, знаменитый режиссер и продюсер, в то время он работал с ЦПШ. Говорят: «Юр, у нас есть мнение, что ты можешь сыграть Круга». Я говорю: «Я?? Вы что, с ума сошли?» Говорят: «Ну, так мы же видим». Я отвечаю, что не вижу ничего. И потом, - говорю - у него многомиллионная армия поклонников. Если что-то пойдет не так, мне потом не простят граждане. Зачем мне это надо? Я не сразу согласился. Я подсчитывал риски. Потому что я понимаю, что армия поклонников Круга может ответить по-разному. И потом, когда я уже сжег мосты и начал репетировать, это очень важно для меня было.
Толстеть было - самое приятное, я 16 килограммов набирал. Магнитофон у меня звучал постоянно, я смотрел всю документалку, все, что есть про него, всю информацию.
Большая работа была, потому что нужно было уложить внутрь себя все его фишечки, все его характерные особенности, для того чтобы потом при команде «Мотор» организм не задумывался, а сразу переходил в жанр Круга. Было сложно, конечно, но интересно.
- Как вы оцениваете современную ситуацию в жанре байопика или, говоря по-русски, биографического фильма?
- Я внимательно смотрю жанр байопика. И, на мой взгляд, например, в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой» маска Безрукову просто не давала работать, играть, потому что она лишена мимики. Она же мёртвая. Понятно, что он играл последний год жизни поэта, когда тот был уже наркоманом, условно говоря. Так вот, мне не хватило как раз живого, мощного, еще полного сил Высоцкого, и не хватило песен, их там нет. Начинают петь - опять ему поплохело. Ну что это за фильм? Фильм не про артиста, а про наркомана. Зачем его было вообще выпускать, на мой взгляд? Если бы было показано движение в эту сторону, это - одно, но всегда нужно быть объективным. Мало ли, что тебе кажется, нужно фокус-группу создать, нужно, действительно, понять, в правильном ли направлении вы двигаетесь. И с маской запускать человека на такую большую работу, на Высоцкого, был большой риск.
На мой взгляд, более-менее удачная работа - Бикович, который недавно сыграл Муслима Магомаева. Еще Барабаш неплохо сыграл Ободзинского, но там другая проблема: он не поет.
- А остальные не дотягивают?
- Не дотягивают. При этом, процентовка разная. То 70 процентов не дотягивают, то 50, то 30, но я это хорошо чувствую. Все это, что называется, шито белыми нитками, плохо подготовлено, поэтому все это - не боек, не выстреливает. И это не только у нас так. Про Элтона Джона в «Рокетмане» - еще более-менее, но все равно актер не похож. Но Тэрон Эджертон здорово поет. И там за счет музыки был сделан очень большой ансамбль, и это было очень достойно. Но - не похож, так же, как и не похож Меркьюри - это все равно не Меркьюри. Зачем браться за Меркьюри, если это вообще - отдельная звезда, отдельная планета? Зачем брать человека, чуть-чуть похожего и делать этот бред? У них тоже проблемы в этом плане, пока мне ничего тоже не понравилось.