В Новосибирске рассказали, почему мошенники переключились на звонки в мессенджерах

В 2024 году мошенники стали чаще обзванивать российских граждан через мессенджеры, а не через привычные уже звонки с левых номеров. 

В Новосибирске рассказали, почему мошенники переключились на звонки в мессенджерах
Фото ru.freepik.com

250 миллиардов рублей – вот сколько, по его оценке экспертов Сбера, было похищено телефонными мошенниками с начала 2024 года.

Почему именно мессенджеры? Очень просто – там легче мимикрировать под настоящее представительство банка. Особенно сейчас, когда правила продажи SIM-карт ужесточились. Тем не менее, по словам заместителя председателя правления Сбербанка Станислава Кузнецова, от 40 до 50% мошеннических вызовов на банковскую тему по-прежнему совершаются с помощью традиционных звонков и СМС.

В мессенджере проще создать фиктивную учетную запись с логотипом на аватаре и скрытым (или подмененным) номером телефона.

По какому поводу звонят? В некоторых случаях это может быть стандартное запугивание по типу «ваш счет прямо сейчас взламывают, вот безопасный, переводите все деньги сюда». Но бывают и менее пугающие поводы – например, обновление мобильного клиента банка, отключенного от PlayMarket или AppStore. Дальше может быть либо ссылка на фишинговый сайт или на скачиваемый «троянец» – или предложение «сделать все самим», для чего пользователь должен будет открыть приложение банка и включить демонстрацию экрана.

На руку мошенникам играет и то, что в 2022 году сами банки активно использовали обходные пути после блокировки: от фиктивных приложений с нейтральными названиями до простого джейлбрейка аппарата прямо в офисе. Но позднее была налажена рабочая схема с обновлениями через российские магазины приложений. Однако мошенники до сих пор используют легенду про отключение от источников апдейтов по команде Запада.

«Если вам звонят в мессенджере якобы из банка и просят включить экран, уверяя, что его будет видеть только робот – это мошенники. Исключений не бывает», – предупреждают эксперты Сбера.

На самом деле злоумышленники видят все: коды подтверждения из СМС и пуш-уведомлений, пароли и суммы на счетах.

Еще на один вариант «работы» мошенников в мессенджерах, более адресный, обратили внимание специалисты из Новосибирска. Лже-банки распространяют среди клиентов старшего возраста информацию о том, что пенсионные начисления в ближайшее время будут проводиться только в цифровых рублях. Чтобы от этого отказаться, нужно написать заявление, заполнив форму на сайте, изображающем Соцфонд. Такая схема применяется не только для кражи денег со счета, но и для «угона» личных данных.

«Да, в сентябре пилот с цифровым рублем будет расширен, но это означает только то, что увеличится число тех, кто сможет принимать участие в этом процессе. Изменения никак не будут касаться пенсионеров», – заявила первый заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России Марина Асаралиева в эфире "Вести-Новосибирск".

Как быть? Запомнить несколько простых правил.

Во-первых, настоящие сотрудники банка никогда не общаются с клиентами в мессенджерах, не говоря уже о том. чтобы делать это совместно с правоохранительными органами, которые «сейчас вам позвонят».

Во-вторых, никто из них ни при каких обстоятельствах не просит включать трансляцию экрана.

В-третьих, не существует никакой «автоматической системы диагностики счета», как, впрочем, и «безопасных счетов Центробанка».

В-четвертых, если вас торопят, уверяют, что некая неприятность уже случилась и есть последний шанс его избежать, это в 100% случаев мошенники.

Станислав Кузнецов отметил, что если тренд на вовлеченность мессенджеров в мошеннические звонки сохранится, к концу 2024 года россияне потеряют не менее 300 миллиардов рублей.

По его словам, большая часть такого рода звонков совершается с территории Украины, а 40 и более процентов похищенных средств уходит на финансирование ВСУ.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру