«Мы плакали и просили»: мать школьницы с синдромом Дауна рассказала о проблемах инклюзивного образования в Бердске

Мама школьницы с синдромом Дауна из Бердска поделилась с «МК в Новосибирске», как в крупном сибирском городе организован учебный процесс для детей с ментальными нарушениями и как работает инклюзивное образование на самом деле. 

«Мы плакали и просили»: мать школьницы с синдромом Дауна рассказала о проблемах инклюзивного образования в Бердске
Фотография предоставлена героиней публикации

Инклюзия - собой подход, при котором дети с различными особенностями развития учатся вместе с нормативно развивающимися детьми. Если раньше инклюзивное образование воспринималось как эксперимент, то сегодня оно закреплено законодательно: ст.2 п. 27 ФЗ 273 – «Об образовании в Российской Федерации».  

Фундаментальная идея инклюзии заключается в том, что родители детей с особыми образовательными потребностями имеют право выбирать для своих детей любой детский сад или школу, где им должны обеспечить условия для обучения.

О том, как на самом деле устроена инклюзия в Бердске, втором по численности населения городе Новосибирской области, Елена поделилась с журналистом «МК в Новосибирске». Женщина рассказала, на какие меры ей приходится идти  ради того, чтобы дочь полноценно получала новые образовательные навыки.

«Моей дочери будет 10 лет 1 сентября, у нас синдром Дауна, умеренная умственная отсталость», - начала свой рассказа Елена.

Мама рассказала, что девочка социализирована. Они с дочкой ходят в кино и игровые залы, на площадке девочка легко находит общий я зык с другими детьми. Мама сама обучает дочь бытовым навыкам. С двух лет девочка посещала обычный детский сад.

Фотография предоставлена героиней публикации

«Обычная группа, все шикарно, все здорово, педагоги отличные, и родители лояльно отнеслись, опять же, это работа воспитателей, и ребятишки хорошо относились», - говорит Елена.

Когда девочка заканчивала детский сад, она проходила специальную  комиссию, на которой определяется вариант обучения ребёнка. 

«У нас второй вариант, и в скобках прописана аббревиатура СИПР, то есть это индивидуальная программа. Ещё у нас в этом заключении прописан тьютор и помощник», - начала свою историю сибирячка.

Женщина объяснила, что тьютор — это тот, кто, передает ученику материал особенными способами и помогает его усваивать.

«В нашем случае, это рука в руке. Рисуют, раскрашивают, обводят что-то, помогают», - рассказала об особенностях работы ее дочери с тьютором Елена.

Помощник же в учебном процессе участия не принимает, а помогает физически -  приводит в класс, выводит из класса, ведет в столовую и т.д. Согласно медико-социальной экспертизе, такое обучение дочери Елены должны были предоставить в рамках общеобразовательной школы. 

«Мы ее (экспертизу – прим.ред.) проходили в Новосибирске, на улице Народной, как раз таки, что вот мой ребенок может обучаться в общеобразовательной школе, либо в коррекционном классе. Для того, чтобы он туда ходил и чтобы учителям было удобнее, да, педагогам работать с этим ребенком, ему прописаны специальные предметы, психолог, дефектолог. Проблема стала в тьюторах. То есть у нас на данный момент это не такое расширенное понятие. Во многих школах Новосибирска тоже нет», - поделилась сибирячка.

Фотография предоставлена героиней публикации

Об образовании дочери Елена начала задумываться, когда девочке исполнилось 5 лет. Женщина стала поднимать эту проблему  в чатах, в которых состоят родители особенных детей. Совместно они стали мониторить этот вопрос. 

«Мы поняли, что в Бердске нам детей отдавать некуда, именно чтобы они учились в группе, социализировались вместе, получали квалифицированную помощь от педагогов. Мы начали ездить по Бердску в одну школу, в другую. Просили, чтобы организовали класс. У нас для аутистов открыт класс в четвертой школе, в третьей школе есть, но проблема в том, что они каждый год не набирают детей. Они набрали и ведут до 9 класса. Если кто-то куда-то переехал, то они, возможно, доберут ребенка. А именно, чтобы каждый год поступали первоклашки, потом переходили во 2-й, в 3-й, в 4-й, такого нет», - поделилась женщина.

На радость родителям в городе оказалась коммерческая организация, которая пошла на встречу. Руководство закупило оборудование, обучило специалистов, и дети стали посещать центр. Бесплатно. Так длилось год. А на следующий с родителей уже попросили оплату. Деваться было некуда. Еще один учебный год  Елена водила дочку на занятия в коммерческий центр за деньги. 

«У нас еще, видите, какая была проблема. Мы же детей должны куда-то в школу определить в любом случае. Соответственно, по месту прописки мы поступили в нашу школу. И мы попали в такое положение: школа по месту прописки могла предоставить специалистов только в первую половину дня, потому что там учителя во вторую заняты, то "Лука" (коммерческая школа – прим.ред.) тоже начала ставить время занятий в первую смену. У меня ребенок первый полгода был вообще перегружен. Мы ходили с утра в "Луку", а потом еще посещали специалистов в школе», - рассказала сибирячка. 

Кроме того, мама водила девочку к двум платным педагогам и на реабилитацию. Ребенок испытывал очень серьезную нагрузку. 

«На самом деле это очень тяжело. И себя жалко, и ребенка жалко, И опять же, привыкание ребёнка к новому месту, к новым педагогам. Представляете, у меня ребёнка после садика, вот он ходил садик в садик, вот он знает этих воспитателей, и педагогов знает. А тут раз, и у нас просто в один год, и в сентябре её везут то в одно место, то в другую, там одни люди здесь, другие люди», - делится Елена. 

Перед новым учебным годом перед Еленой вновь встал вопрос – как быть с образованием дочери. В коммерческом центре помимо оплаты предполагается вторая смена, что категорически не подходит дочери Елены. Что касается обучения в общеобразовательной школе, то оно выглядит следующим образом:

«Вот он пришел вроде в школу, по коридорам походил, его в один кабинет завели, потом вывели в другой, потом было такое, что, допустим, мы сидим ждем у класса, класс уходит на пение, а мы заходим, садимся за чужую парту, с нами там проводят занятия, то есть это постоянного места в школе у ребёнка нет», -объясняет ситуацию Елена. 
 

Елена делится, что в других образовательных организациях предлагали другой метод обучения особенного ребенка: 

«Ну грубо говоря, ребенок с легкой умственной отсталостью еще может быть, высидел, но программу бы точно не усвоил. Как нам предлагали с нашей умеренной умственной отсталостью? «Вот вы зайдёте, посидите насколько она выдержит, 15−10 минут, как ей будет некомфортно, вы уходите, и ждите следующего урока в коридоре. Если будет специалист свободен в это время, то мы тогда отведём его к логопеду или к психологу. Но это разве нормально?»

Вместе с другими активными мамами жительница Бердска обратилась в местное управление образование. Активистки отправили 97 заявлений от родителей, которые хотели бы отправить своих детей в коррекционный класс в городе Бердске.

«По факту пришли и написали только 19. Объясню почему. Ну, наверное, не верят в то, что откроется школа. Потому что все зависит, опять же, от педагогов. Он может распасться, кто-то, допустим, переедет, кто-то куда-то уйдет. И если взять, допустим, третий, четвертый, пятый класс, дети к этому времени уже устроены, и многие возят их просто либо в Искитим, либо в Новосибирск, в ближайшие школы. А менять уже преподавателей не хочется просто на коррекционный класс.»

Фотография предоставлена героиней публикации

Елена утверждает, что в Управлении образования г. Бердска идут на встречу родителям особенных детей. 

«В управлении образования мы встречались два раза. Мы там плакали и просили. Нам пошли навстречу, нас услышали. Но что мне интересно на самом деле, я не могу найти ответ на вопрос, почему это носит заявительный характер, как нам объяснили. То есть если родитель пришел и заявление подал, тогда Управление образования будет его отрабатывать. Если родитель не пришел и не подал, то ничего не будет», - рассказал Елена.

Окончательную информацию от Управления образования Бердска родители ждут в конце июля: тогда должно стать понятно, в какой школе будут учится особенные дети и где будет созданы коррекционные классы. Елена предполагает, что этой возможностью воспользовались бы жители и Академгородка, где также нет специальной школы для особенных детей.

«Сейчас пришла такая необходимость, и они (Управление образования- г. Бердска - прим.ред.) начинают в это всё вникать. Они готовы помочь. И они вот уже как бы третий класс открывают. Но хотелось бы больше», - рассказывает Елена.

На запрос «МК в Новосибирске» в администрации Бердска сообщили, что  в  Единой базе учета лиц, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и поддержке числится 772 обучающихся в общеобразовательных организациях с ОВЗ в Бердске. 
Предельная наполняемость отдельного класса для детей с ОВЗ устанавливается в зависимости от нозологии: 

из ответа Администрации г.Бердска/"МК в Новосибирске"

Однако для дочери Елены класса пока не предусмотрено. И женщине приходится решать вопрос самостоятельно. Сибирячка поделилась, что переезжать из Бердска нет возможности: у Елены ипотека, да и продажа недвижимости на периферии не даст возможности купить квартиру в Новосибирске. Она получила водительские права и купила машину. Теперь в планах возить дочку в ближайшую школу в Новосибирск. 

«Хочется ребенку создать условия своими силами. Единственное, что я смогла, я купила автомобиль. Я отучилась на права, потом для себя поставила установку, что мне нужно будет год еще отъездить по Бердску, чтобы я хоть как-то научилась ездить и безопасно везти ребенка потом на шлюз в школу. Там же все-таки федеральная трасса», - поделилась Елена планами. 

Елена уверена, что проблему обучения детей с ОВЗ можно решить, но пока для своего ребенка приходится искать другие возможности полноценного обучения.

«Проблема есть, она существует, и мне кажется, нужно просто, чтобы управление образование о себе заявили, и тогда родители поверят, и тогда поведут детей. Деток предостаточно. Область даже не знает о том, что нам нужна школа. Ну что тут скажешь, вот нам нужен класс, а его нет. И я на днях поеду в Новосибирск подавать заявление и буду возить ребенка туда», - резюмирует Елена.

Ранее «МК в Новосибирске» рассказывал, что родители особенных детей более пяти лет борются за открытие специализированной школы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру