Экстренный переезд
38-летняя Анна Тимофеева в 2016 году переехала в Новосибирск из Иркутска, чтобы сделать карьеру в сфере разработки игр. Но в 2022 году её планы резко изменились – компании Playrix, в которой девушка работала, пришлось переехать из России в Сербию. Фирма предложила сотрудникам сменить место жительства, иначе дальнейшее сотрудничество невозможно.
«Я некоторое время сомневалась, не хотела покидать Россию. Мне здесь нравится, но в IT-сфере в целом начались проблемы – многие компании покинули страну, выросла конкуренция, вакансий не так много. Был риск, что я не смогу найти работу в дальнейшем. Из-за страха я решила принять предложение о переезде», - пояснила Анна.
Компания помогла девушке с миграцией – решить вопрос с документами, найти жильё. На подготовку ушло две недели. По словам сибирячки, её коллеги-мужчины действовали быстрее – некоторые оказались в Сербии через два дня после того, как приняли предложение фирмы.
«Мне повезло – я спешила меньше и смогла решить оставшиеся дела в России, собрать вещи, морально подготовиться. Но всё равно покидала страну в ужасном стрессе. Понимания, как я буду жить за границей без языка, не было. На момент переезда знала только английский, сербский изучать начала на месте. Это оказалось несложно, они с русским очень похожи. Бытовую коммуникацию уже могу поддерживать», - вспоминает Анна.
Доступные квартиры и золотой бензин
В конце сентября 2022 года сибирячка оказалась в Сербии, во втором городе по величине – Нови-Саде. Ей удалось снять квартиру недалеко от центра. Жильё обошлось в 400 долларов. Девушка уточнила, что ранее можно было найти жилье за 200-300 долларов, но после волны мигрантов из России цены начали подниматься. Некоторые сдают недвижимость за 600 – 800 долларов.
«До февральских и сентябрьских событий Сербия была непопулярная для переезда страна. Проблемой было найти арендатора – многие специально занижали стоимость, чтобы жильё могли снять студенты, у которых не так много денег. Квартир зачастую оказывалось больше, чем желающих их снять», - пояснила Анна.
Первое, что поразило сибирячку в новой стране, – расстояния. Пешком от одного конца города до другого можно было добраться за час. В Новосибирске же девушка за это время успевала доехать до работы на метро.
«Зато бензин раза в три дороже, поэтому многие предпочитают не покупать машины, передвигаются пешком либо на общественном транспорте. Некоторые ездят на велосипедах – экологично и дешево», - пояснила девушка.
Смог и мало горячей воды
По словам Анны, вопрос экологии для сербов один из важнейших – они стараются сохранять окружающую среду, меньше использовать топливо, разделять мусор, не загрязнять воду. Особенно остро проблема стоит в столице – Белграде, где много промышленных предприятий. Там порой замечают смог.
Из минусов жизни в Сербии Анна отмечает высокие цены на коммунальные услуги. На отоплении регулярно приходится экономить, из-за чего в домах прохладно, несмотря на то, что самая низкая температура зимой – 0 градусов, что для сибиряка кажется поразительным.
«Я даже зимой выкладывала в соцсети зелёную траву, маленькие цветочки, которые находила. Всё это казалось таким удивительным. Но из-за того, что на отоплении приходится экономить, в домах не так жарко, как в России», - пояснила Анна.
С горячей водой тоже проблемы. Чаще всего в домах устанавливают водонагреватели. По словам девушки, воды хватает на 25 минут. За это время необходимо помыться, иначе придётся ждать, пока вода снова нагреется.
«А я привыкла, что этот ресурс практически безлимитный – принимай душ, сколько хочешь», - вспоминает девушка.
Непунктуальность и расслабленность как образ жизни
Больше всего Анну удивил менталитет сербов. По её словам, они всегда расслабленные, неспешные.
«У них даже есть специальное слово – polako, что в переводе означает «расслабленно». Это и описывает их образ жизни. Они поразительно спокойные! В стране даже нет точек кофе на вынос. Для них выпить этот напиток – значит, прийти в кафе, посидеть за чашечкой с друзьями, пообщаться. Очень неспешно. Ничего не делают на ходу», - пояснила девушка.
По её словам, в Сербии не стоит ориентироваться на установленное время работы заведения. Владелец имеет право закрыться, открыться или прерваться на чашечку кофе в любое время. Такая ситуация – во всех отраслях. Сербы, уточняет Анна, на первое место ставят свои потребности и комфорт. Они не любят суету, находиться в состоянии стресса, стараться кому-то что-то доказать, поэтому работают и отдыхают в том ритме, в котором им нравится.
«Например, я могу позвать коллегу по рабочему вопросу, но он сейчас пьёт кофе с другом и придёт через полчаса – здесь это нормально. Русские же всех удивляют – мы всегда в напряжении, стараемся делать всё, как можно лучше, суетимся. Местные этого не понимают», - пояснила девушка.
Всё решают связи
За полгода почувствовать себя как дома Анне не удалось, она всё ещё ощущает себя чужой. Хотя к русским относятся положительно – называют братьями, но всё равно не принимают за своих – разный менталитет, видение жизни. Поэтому Анна мечтает дождаться, когда ситуация в IT-сфере стабилизируется, и она сможет вернуться домой, в Новосибирск.
«В Сербии очень важны связи, которых у меня нет. Здесь чаще всего работают с теми, кого хорошо знают – друзьями, родственниками. Например, если у твоего брата есть салон красоты, то ты пойдёшь туда стричься, даже если тебя не устраивают цена и качество, потому что человек свой и не надо суетиться, что-то искать, сравнивать», - пояснила Анна.
По её словам, многие россияне пытались создать свой бизнес в Сербии, но либо закрывали его, либо обслуживали только соотечественников, потому что местные жители не охотно идут в незнакомое место.
Анна отметила, что наёмных сотрудников берут на работу по тому же принципу: их приглашают близкие, а доказывать, что ты лучший специалист, необязательно. Если тебя взяли, то просто так не уволят, так как ты свой человек.
Сибирячка подсчитала, что приезжий может обрасти достаточным количеством связей лет за 10 постоянного проживания в Сербии, но у неё нет этого в планах. Для неё дом остаётся в Новосибирске.
Ранее «МК в Новосибирске» сообщал, что программист переехал из России в Нидерланды.