Нужны ли России малые города?

Вопрос о том, какое будущее ждет малые города, оказался в центре внимания экспертного сообщества после публикации в «Российской газете» статьи «Малые города России: размышляя о будущем».

Нужны ли России малые города?

Ее автор глава Ивановской области Станислав Воскресенский считает, что малые города и есть будущее России. Они не только смогут достичь высоких экономических показателей, но и останутся «фабриками национальной идентичности и национального самосознания».

Политика государства последние двадцать лет всегда была разнонаправленной и не ограничивалась вниманием только к городам-миллионникам, где живет лишь треть населения. Но в последние годы в точечном и адресном регулировании и мерах поддержки произошел настоящий прорыв.

Не пора ли взглянуть на малые населенные пункты свежим взглядом и переосмыслить, какие направления развития для них приоритетны? Какова должна быть государственная политика в отношении малых населенных пунктов? 

Дмитрий УШАКОВ, старший научный сотрудник Института философии и права СО РАН:

– Развитие образования и здравоохранения – на основе новых технологий, это сейчас очень важно! Это необходимо для развития малых городов и поселков отдаленных территорий России. Конечно, финансирование тоже должно осуществляться в необходимом объеме, но дело в том, что люди, живущие там, сами могут справиться со многими проблемами, и управлять, и бизнес развивать могут, но образование и здравоохранение без государственной поддержки сложно организовать в современных условиях. 

Денис БОРИСОВ, заведующий кафедрой мировой экономики, международных отношений и права НГУЭУ:

– Романтизм сам по себе – это прекрасное и светлое чувство, характерное в первую очередь для молодых парней и девушек. Однако когда романтизм излучает чиновник высокого уровня – это настораживает. Малые города пустеют и вымирают. Вся предыдущая и действующая экономическая политика государства способствует этому процессу. Пресловутая оптимизация школ и больниц делает невозможной жизнь вдали от крупных городов. Верните школы, больницы, постройте современную инфраструктуру (газ, интернет, дороги), обеспечьте врачам и учителям статус федеральных государственных служащих с единой тарифной сеткой, дайте землю для частного и коммерческого строительства, умерьте аппетиты естественных монополий – через 10–15 лет вы не узнаете страну. 

Пассаж про национальную идентичность в малых городах сложно как-то оценить. Напомню, что национальная политика – это одно из важнейших направлений для работы федеральных органов, которые должны формулировать единый подход к трактовке национальных ценностей (идеологии) и распространять их по двум основным каналам: система дошкольного, среднего, высшего образования и система теле-радио-интернет -вещания. Другими словами, национальная идентичность – она не в городах, а в головах и передается от человека к человеку.

Андрей ГУДОВСКИЙ, депутат Совета депутатов г. Новосибирска, руководитель ОО «Город»:

– Государственная политика в отношении малых населенных пунктов должна быть сориентирована на их экономику, которая сегодня явно недостаточно развита. В первую очередь нужно создавать рабочие места, а этот фактор потянет за собой все остальное. Дальше пойдет и налоговая база, и сфера услуг. В Новосибирской области есть пример грамотного подхода: это наукоград Кольцово. Понятно, что рядом находится знаменитый центр «Вектор», но я имею в виду политику развития в целом: там она организована грамотно, и это чувствуется – люди туда стремятся.

Развивать малые города в России обязательно нужно. Территория у нас большая, но если мы ее осваивать как следует не будем, то другие желающие найдутся. Те же японцы уже сколько лет мечтают о Курилах… Мы сами должны прикладывать максимум усилий – тогда повысится рождаемость и мы выправим демографию, что для страны очень важно сегодня.

Татьяна КОСАЧЕВА, политтехнолог, директор Института политики и технологий:

– В Новосибирской области 14 малых городов. Чем ближе к областному центру, Новосибирску, тем ближе к цивилизации. Там все уже создали. Много рабочих мест, сетевых магазинов, кафе, школ и детсадов на любой кошелек. Уклад жителей городов Бердска (32 км до Новосибирска) или Оби (15 км) заметно отличается от уклада жизни жителей Барабинска (292 км). Большие города могут удовлетворить потребительский подход к жизни, который долго и упорно взращивали.

Есть немало тех, кто скажет, что в целом не против жить и в малых городах. Только для этого должны быть созданы все условия. Но кто их должен создать? Например, жители отдаленных улусов (районов) Якутии с приходом 50-градусных морозов понимают, что в первую очередь им надо надеяться на себя и потом уже на помощь соседей и участие власти. Они знают, что лютый мороз будет каждую зиму и важно сделать запасы, подготовить дом, решить множество хозяйственных вопросов. Есть пример и из Сибири. Жители небольшого поселка Чик в Новосибирской области не потерпят, если у них будут зимой плохо чистить или не чистить дороги. «Поднимут на вилы» главу местной администрации, засыпав жалобами ГИБДД.

Чем больше сеть малых городов, тем сильнее наша страна, тем мощнее экономика. Ведь малые города не могут существовать без предприятий, производств, сферы услуг, туризма, логистических коридоров и т. д. Но должны найтись предприниматели, заинтересованные развивать бизнес на этой территории. И тут важна роль государства.

Возродить сеть малых городов – трудоемкий процесс. Проще создать агломерации, ими и управлять легче. Будут ли жить малые города, зависит не только от государственной политики, но она играет ключевую роль. И в будущем останутся примеры малых городов, процветающих за счет людей, которым не все равно. Но нет ответа, станет ли это закономерностью.

Сергей КОЗЛОВ, заместитель директора ГПНТБ СО РАН, кандидат исторических наук:

– На самом деле здесь мы имеем огромную проблему. В малых населенных пунктах нет должного уровня развития культуры и образования, там нет человеческого капитала. Многие считают, что надо, наоборот, расселять эти малые города, ведь молодежь все равно стремится в мегаполисы. Решают все не красивые слова, а деньги: будут ресурсы – будет и развитие. Но как их добыть? На этот счет конкретных мнений что-то не видно. Еще раз повторюсь, что это очень серьезный вопрос, и пока непонятно, как нам его решать.

Владимир ЛЕОНТЬЕВ, кандидат исторических наук, генеральный директор «Инфосфера Консалт»:

– В любом российском регионе, сколько бы людей в нем ни проживало и какую бы территорию он ни занимал, есть малые населенные пункты. Многие из них уже не первый год стагнируют, тогда как раньше у них была своя, можно сказать, ниша в народно-хозяйственном комплексе. Сегодняшние наши реалии показывают, что малые города и райцентры очень важны. Но чтобы они развивались, нужно достойное финансирование. Не надо ничего закрывать, надо искать источники финансирования и развивать то, что нам досталось от предшествующих поколений.

Сегодня молодежь стремится из села в город, но именно на этих ребятах держится многое! Вспомните СВО, и вы поймете, о чем я говорю. Русская глубинка всегда давала нам силы. Она должна сохраниться сама и сохранить свою важную роль для страны. Это как малые речки для большой реки: без них ее просто не будет – пересохнет.

Юрий ЛОБУНОВ, аналитик консалтинговой компании GSA, колумнист Forbes:

– Надежный способ уничтожить экономику любой страны – заставить ее работать на создание в равной степени комфортных условий в любой точке ее территории.

Вот в поисках уединения люди строят мини-поселок в лесной глуши. Дети отшельников увеличивают его до деревеньки. Внуки же замечают, что уединение – не такое уж и благо. И требуют провести им газ, воду, оптоволокно, сделать дорогу и построить очистные. 

Можно ли это сделать? Да. Но это потребует колоссальных ресурсов. И если тянуть по десять километров коммуникаций ради каждого поселочка, в котором нет никакого производства, то вся страна будет работать исключительно на строительство и обслуживание комфорта для отшельников.

С отдельными малыми городами ситуация схожая. Вполне можно понять их жителей, привязанных к родным, милым сердцу местам и требующих поднять их комфорт проживания на надлежащий уровень. Но нужно помнить, что в предельном, вырожденном случае мы получим населенные пункты, куда нужно завезти и предметы потребления, и деньги жителям, чтобы они могли купить предметы потребления. 

Обсуждая судьбу конкретного малого города, следует руководствоваться не абстракциями вроде «фабрик национальной идентичности», а здравой хозяйственной и экономической логикой.

Екатерина СОСНИНА, главный редактор «МК» – Сибирь»:

– При социализме малые города проектировались как города-предприятия. Например, город Обь в Новосибирской области родился вместе с аэропортом Толмачево. Здесь жили летчики, авиатехники и другие специалисты, так или иначе связанные с самолетами. 

Или Линево. Градообразующее предприятие – Новосибирский электродный завод, построенный в 1974 году. Тогда это была Всесоюзная комсомольская стройка. Возводили не только заводские цеха, но одновременно жилье для рабочих, школы, детские сады, магазины. Предприятие брало на себя все социальные расходы. Детские сады и пионерлагеря тоже были ведомственными и содержались за счет завода. Так было на всех крупных предприятиях по всей стране. 

Город Северск Томской области построен вместе с Сибирским химическим комбинатом. Возводить самый закрытый город России начали еще в 1949 году.

В «лихие 90-е» вместе с развалом промышленности стали умирать и моногорода. Можно ли все это возродить? Едва ли. Ведь частный собственник – владелец предприятия – не станет брать на себя расходы по содержанию «социалки», строить жилье для сотрудников и ремонтировать дороги. Такое возможно было только при госсобственности на средства производства и четком государственном планировании. 

Власти сейчас пытаются завлечь в малые города бизнес различными налоговыми и прочими преференциями. Посмотрим, что из этого выйдет.

Подготовил Виктор ТИТОВ.

Фото предоставлены Новосибирским экспертным клубом.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №6 от 1 февраля 2023

Заголовок в газете: Не в городах, а в головах

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру