Из медицины в службу доставки
До декрета Екатерина работала фельдшером скорой помощи. Сейчас 2-летний сын сибирячки уже ходит в детский сад, но возвращаться на прежнюю работу она на данный момент не планирует. Смены на скорой помощи суточные, а супруг Екатерины тоже работает врачом, и оставлять маленького ребенка им просто не с кем. Екатерина начала искать способы заработка, которые будут удобными для нее по времени.
«Понадобился дополнительный доход, подруга позвала попробовать, она тоже ещё в декрете. Привлекло то, что официальное трудоустройство не обязательно, значит, я могу ещё подумать, что делать с моей основной работой», - рассказывает 40-летняя Екатерина.
Развозить заказы женщина планировала на своем автомобиле, поэтому в первую очередь она нашла автопарк.
«Парк — связующее звено между тобой и компанией. Там расскажут, что и как делать, чтобы начать», - рассказала доставщица.
Екатерина пояснила, что существуют автопарки — официальные партнёры курьерской системы. У них можно приобрести термокороб, необходимый для работы, другие же могут просто открыть доступ для старта, но потом вы рискуете столкнуться с некоторыми трудностями.
О минусах работы курьером
«За каждый заказ, который ты берешь, не купив термокороб, с тебя снимают 10% оплаты. Даже если это не продукты, а какие-нибудь запчасти, например. На деле он нужен только для таких организаций, которые не работают по-другому — пиццерии и рестораны», - объясняет она.
За короб курьеру нужно заплатить 1000 рублей. На нём есть номер, который закрепляют за тобой, передавать короб третьим лицам нельзя. Регулярный фотоконтроль в приложении, по словам Екатерины, подразумевает и снимки с коробом в том числе.
«Если решишь уволиться, можно оставить его себе, а можно перепродать, новый курьер тогда переоформит твой номер на себя», - объясняет женщина.
В приложении есть рейтинг активности курьера, при регистрации он составляет 100 баллов. Снимать их могут за отказ от выполнения заказа.
«Есть ряд уважительных причин, по которым можно отказаться от заказа без потерь, о них было сказано на этапе обучения: если не купил термокороб, но пришёл заказ, требующий его наличия, и если вес груза превышает 20 килограммов. В реальности баллы всё равно снимают. А без них ты вообще теряешь функцию отказа или не получишь доплату до фиксированной минимальной стоимости одного вызова от компании (любой выезд доставщика не должен оплачиваться меньше 180 рублей. Если для заказчика цена ниже, недостающую часть курьеру платит программа). А если потратить слишком много баллов — начнут штрафовать деньгами или просто закроют доступ к системе», - говорит сибирячка.
В минимальной оплате выезда тоже есть свои нюансы. По словам Екатерины, во время обучения в приложении говорится о выгоде мультизаказов — когда три недорогих заказа от разных людей объединяются в один маршрут, однако по факту это оказалось наоборот не выгодно. .
Многие тонкости работы системы не вошли в обучение, Екатерина с подругой до сих пор выясняют их в процессе: «Перезваниваемся с ней в течение дня, делимся лайфхаками, муж смеётся, что мы, как водители, всегда на связи, предупреждаем друг друга о пробках и прочем», -
рассказала доставщица.
«И вес никто не контролирует. Иногда сразу по пакетам видно, что там больше 20 килограммов. Я провела эксперимент: как покупатель сформировала заказ в приложении одного из гипермаркетов, набрав в корзину много пачек стирального порошка по 6 килограмм каждая — никакого запрета», - сообщила женщина.
Ещё один минус — неизвестность конечной точки. Соглашаясь выполнить заказ, работник знает только откуда нужно забрать груз. И только прибыв на место и обновив информацию на экране, можно увидеть второй адрес.
Также недовольна женщина и работой техподдержки, которая зачастую присылает в ответ шаблонные инструкции.
О плюсах в работе
К плюсам работы в доставке Екатерина отнесла свободный график и возможность взять перерыв любой длительности без каких-либо санкций: «Хоть один заказ в день делай, никто ничего не скажет. Однажды я осознанно покаталась дольше обычного, с утра до вечера, на следующий день взяла выходной, хотелось побыть дома всем вместе. Но можно и неделю не выходить, никто не контролирует это», - уточняет женщина.
Сибирячка считает эту работу очень удобной для мам с маленькими детьми. Также нравится женщине и возможность получать деньги ежедневно. Для вывода денег нужно отдельное приложение, где на счету всегда должно быть хотя бы 100 рублей на случай оплаты наличными — чтобы автопарк мог списать оттуда свою комиссию (обычно 1-3%, а вот удержание системы доставки всегда разное, оно зависит от того, частный вызов или корпоративный, он может доходить и до 15).
«За каждые пять выполненных заказов получаешь бонус — 250 рублей. Стараюсь делать или по 5, или по 10 в день. В последнем случае можно считать, что бензин практически этими бонусами окупается. У меня 500-700 рублей на него как раз уходит в рабочий день», - уточняет курьер.
Для того, чтобы заработать больше, есть функция «Еду домой», которая при наличии заказа по пути к твоему месту жительства отправляет его тебе. «Но в этом режиме можно работать только два раза в сутки. И всё равно это плюс. В выходные ехала от родственников домой, по пути заработала 200 рублей и ушла с линии», - добавляет Екатерина.
О системе начисления зарплаты
Чтобы заработать 3 тысячи рублей в день (часть ещё нужно отдать на бензин), женщина обычно проводит на линии около 12 часов.
«Пару дней назад я начала работать в 9 часов утра и уже к 13:00 у меня было выполнено 9 заказов. А иногда успеваешь закрыть всего 2 за 4 часа. Выше головы всё равно не прыгнешь: после 16 часов поездок без перерыва система закроет доступ во избежание переработок», - рассказала доставщица.
В бытовых вопросах, по словам сибирячки, все не так уж сложно: туалеты есть практически во всех заведениях и торговых центрах, где забираешь заказ.
«В обед стараюсь перекусывать булками на ходу, чтобы сэкономить время. Если попадается заказ недалеко от дома, тогда захожу к себе, но это редкое везение», - объясняет она.
О том, как долго она будет работать доставщиком, Екатерина пока не думала.
«Пока это в новинку, интересно, буду ездить. Посмотрим, что будет в морозы. Сейчас подождать на улице - не проблема. А ждать иногда приходится и по 20-30 минут (как у таксистов: есть бесплатная часть ожидания, есть платная), расход топлива у автомобиля тоже увеличится, значит, больший процент заработанного будет уходить на это. Муж говорит, чтобы бросала эту работу, как только почувствую, что устала. Пока всё устраивает. Самое неприятное, с чем приходилось сталкиваться — это ресторан, который переименовали, и трубку у них никто не брал, на поиск ушло минут 20. Ещё, пожалуй, немного глупо себя чувствуешь, когда для контроля нужно фотографировать себя, потом паспорт, а потом себя вместе с паспортом», - делится впечатлениями женщина.
В мае сыну Екатерины исполнится 3 года, поэтому решение, уходить ли с предыдущего места работы после декретного отпуска, семья решила отложить до этого времени.