Кроме того, вводится новый порядок разработки школьных учебников. Так, государственный заказ на подготовку учебников и учебных пособий будет осуществлять Минпросвещения. Ведомство также будет утверждать авторский коллектив учебников, а исключительные права на них будут принадлежать РФ.
Закон вводит единый стандарт качества школьного образования – как программ, так и учебников. Принятие «золотого стандарта» позволит решить проблемы с необходимостью родителей нанимать репетиторов для подготовки детей к итоговым экзаменам. «Итоговая аттестация будет также осуществляться только на основании этих программ, – говорил вице-спикер Госдумы Петр Толстой. – Мы возвращаем нашей стране единое образовательное пространство».
Для начальной школы будут утверждены единые базовые программы по русскому языку, чтению и окружающему миру. В средней школе обязательными для применения станут программы по русскому языку и литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ. Кроме того, предполагается ввести федеральную рабочую программу воспитания и федеральный календарный план воспитательной работы.
Денис Борисов, заведующий кафедрой мировой экономики, международных отношений и права НГУЭУ:
– Действия по унификации образовательных стандартов в школе – это нужная работа, которая способствует формированию единого менталитета нашего общества. Однако бюрократические установки, пусть даже единые, очень по касательной связаны с задачей по повышению уровня образования. Пока государство не развернется в сторону педагогов и не начнет действительно решать системные проблемы: низкий социальный статус педагога, чрезмерное бумажное давление и двойные ставки (чтобы что-то заработать) – все разговоры об улучшении качества образования так и останутся на уровне движения молекул воздуха.
Какой толк от хороших учебников, если учитель, который должен работать по этому материалу, морально выгорел и устал, или у него нет времени, или его в грош не ставят ученики?! Наши управленцы научилось виртуозно работать с бумажками, позабыв, что государство – это люди. Пока мы не вернемся к принципу в образовательной политике «Человек учит Человека», то так и будем топтаться на месте.
Владимир Леонтьев, генеральный директор «Инфосфера Консалт», кандидат исторических наук:
– Не зря существует понятие «старая школа», которое подразумевает высокий уровень! Старая – не потому, что давно существует, а потому, что берет лучшее из многолетних традиций. У нас в образовании в 90-е годы наворотили немало. В иные частные вузы и школы в Новосибирске стыдно было заходить просто; там творилось в плане образовательного процесса невесть что. Отрадно, что пришло понимание необходимости обеспечить единое образовательное пространство в России.
Нужно обязательно использовать опыт советской школы: там было немало полезного. Конечно, этот опыт должен быть преобразован с учетом современных тенденций – думаю, что никто с этим спорить не станет. А что касается регионов, то они должны обеспечить поддержание единого образовательного стандарта, но могут и, учитывая свою специфику, какие-то вещи добавлять. Это нормально, но делать это нужно с умом. Дважды два четыре не только в Москве, но и в Новосибирске, хотя кому-то это может и не нравится. Уверен, что реформа пойдет на пользу делу и ее надо всячески поддержать обществу.
Анатолий Аблажей, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии и права СО РАН, доцент НГУ:
– Вообще формулировка «восстановление единого образовательного пространства в России» звучит немного странно. Оно и так единое. ЕГЭ исходит именно из базового уровня знаний. Владеешь им сполна – получаешь 100 баллов. Другой вопрос, в состоянии ли современная школа обеспечить условия для полноценного овладения даже базовым уровнем знаний, заинтересованы ли в этом все без исключения родители. В законопроекте речь идет о базовом уровне знаний, а его, в общем, никто и не отменял. Другое дело, что в стране, наряду с базовым общим образованием, есть и специализированное, доступное не для всех, и наличие которого – обязательное условие развития науки, сферы высоких технологий. И эта область образования всегда будет притягивать к себе самых талантливых и настойчивых, стремящихся узнать что-то помимо базового уровня.
Если говорить о советском опыте, то, как сказал Гераклит, в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Взять что-то ценное и полезное – можно и нужно. Копировать его полностью – невозможно. Мы живем в другое время, и современный школьник в процессе познания ориентируется, так скажем, не только на то, что скажет учитель или написано в учебнике. Источников информации стало на порядок больше, что дает повод экспертам рассуждать о медийном образовании. Сможет ли школа выдержать конкуренцию с социальными сетями? Не факт, да и вряд ли это необходимо. Школа обязана быть, прежде всего, современной, чему, надеюсь, будет способствовать и данный законопроект.
Алексей Осипов, вице-президент Сибирской академии политических наук, доктор исторических наук:
– Конечно, давно пора было заняться введением единых федеральных основных общеобразовательных программ. Все очень просто: нам нужно такое среднее образование, которое было бы способно обеспечить абитуриентами и высшую школу, и среднее специальное образование. Здесь не о чем спорить – знать базовые вещи обязаны все! А то ведь доходит до смешного: некоторые школьники не могут узнать точное время, глядя на циферблат! Они только кнопками обучены оперировать… А если серьезно, то бывает, что в некоторых гимназиях даже целые предметы (например, физику) убирали. Такой самодеятельности – однозначно вредной – быть не должно.
Принятые меры правильные, но я хочу сказать также о том, что нужно изменить отношение к учительскому корпусу. У педагога должен быть соответствующий статус: и материальный, и любой другой. Он не должен бегать за копейкой, чтобы обеспечить себя и семью. Учитель должен знать, что у него все будет нормально, и он может со всей душой заниматься благородным делом, которое выбрал. Ситуацию пора менять!
Евгений Белкин, главный редактор медиаресурса «Техносфера. Россия»:
– Долгожданное решение для большинства работников российской системы образования. Вопрос унификации системы образования по всей стране и введения единого стандарта многие годы уже поднимался в России в постсоветское время. Как мы видим, разрушение или, как у нас это называлось в годы разгула перестройки и последующего западного либерализма, «реформа» образования ни к чему хорошему не привела. По факту проблем лишь стало больше, а разные программы мешают как контролю качества учащихся, так и совместной работе педагогического сообщества по всей стране.
У нас остается положительный опыт работы образования в СССР, от которого было крайне недальновидно отказываться. Также есть немало интересных наработок современных педагогов, которые стоит внести в единый стандарт. Уверен, что принятое решение открывает путь для воссоздания мощной и актуальной отечественной системы образования.
Юрий Лобунов, аналитик консалтинговой компании GSA, колумнист Forbes:
– Это решение способствует не только восстановлению единого образовательного пространства, но и восстановлению единого культурного поля, без которого невозможно даже элементарное взаимопонимание.
Напомню классическую легенду: чтобы остановить людей, решивших построить башню до небес, бог заставил их говорить на разных языках, и башня не была достроена. Не нужно было убивать строителей или испепелять башню молниями, не нужно было подменять чертежи или портить стройматериалы – достаточно, чтобы люди друг друга не понимали.
Точно так же происходит и в обществе, где дети учатся по разным, а иногда и противоречащим одна другой программам, – взаимопонимания не будет, и это помешает «строить башни».
Единый стандарт школьного образования жизненно необходим, причем, как в социально-гуманитарных, так и в естественных, в технических и точных науках. Базис, фундамент, основа должна быть единой, и только в опоре на нее возможно дальнейшее обучение. Уверен, что Россия рано или поздно вернется к идее унитарного школьного образования.
Андрей Челноков, председатель Новосибирской областной организации Союза журналистов РФ:
– Совершенно уверен, что необходимо восстановить единое образовательное пространство в России, и это обязательно приведет к повышению уровня образования. Когда у школьников спрашивают, как Жуков в 1812 году отогнал немцев от Москвы, и они серьезно над этим размышляют, то становится не по себе. Такого уровня безграмотности относительно знания истории своей родины не было никогда! С этим срочно нужно что-то делать, и единое образовательное пространство – это как раз то, что нужно. Учитель обязан работать на государство российское, но никак не против него. Школа должна действовать в интересах страны, а не каких-то групп, имеющих свои мутные цели и интересы.
Пора уже забыть об «образовательных услугах»! Задача российской школы – давать знания ученикам и воспитывать их в духе любви к своему Отечеству. Поэтому у нас должен быть и единый стандарт, и единое пространство.
Тамара Синичникова, член ОП Омской области, Председатель Омского регионального отделения ООГ«Союз женщин России»:
Идея организации единого образовательного пространства на всей территории страны, требований к конкретике результатов обучения, утверждения авторского коллектива, разрабатывающего учебники, заслуживают похвалы. Однако вызывает вопросы ситуация, которая сложилась сейчас: Госдума только приняла законопроект, а школы страны уже в начавшемся учебном году приступили к его реализации в части работы с едиными для всех рабочими программами в отсутствии единых учебных пособий. Хочется, чтобы шаги в столь важной и принципиальной сфере, как образование, были продуманы, логичны и своевременны.
Помним слова классика, согласно которым для достижения цели нужно, прежде всего, идти. Но кажется оправданным замечание, что идти надо по верной дороге.
Подготовил Виктор Титов.
Фото предоставлено Новосибирским экспертным клубом.