Эксперты обсудили законопроект о единой школьной школьной программе

Со следующего учебного года во всех школах России будут действовать единые федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП) «в качестве обязательного базового уровня требований к содержанию общего образования».

Эксперты обсудили законопроект о единой школьной школьной программе

Кроме того, вводится новый порядок разработки школьных учебников. Так, государственный заказ на подготовку учебников и учебных пособий будет осуществлять Минпросвещения. Ведомство также будет утверждать авторский коллектив учебников, а исключительные права на них будут принадлежать РФ.

Закон вводит единый стандарт качества школьного образования – как программ, так и учебников. Принятие «золотого стандарта» позволит решить проблемы с необходимостью родителей нанимать репетиторов для подготовки детей к итоговым экзаменам. «Итоговая аттестация будет также осуществляться только на основании этих программ, – говорил вице-спикер Госдумы Петр Толстой. – Мы возвращаем нашей стране единое образовательное пространство».

Для начальной школы будут утверждены единые базовые программы по русскому языку, чтению и окружающему миру. В средней школе обязательными для применения станут программы по русскому языку и литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ. Кроме того, предполагается ввести федеральную рабочую программу воспитания и федеральный календарный план воспитательной работы.

Денис Борисов, заведующий кафедрой мировой экономики, международных отношений и права НГУЭУ:

– Действия по унификации образовательных стандартов в школе – это нужная работа, которая способствует формированию единого менталитета нашего общества. Однако бюрократические установки, пусть даже единые, очень по касательной связаны с задачей по повышению уровня образования. Пока государство не развернется в сторону педагогов и не начнет действительно решать системные проблемы: низкий социальный статус педагога, чрезмерное бумажное давление и двойные ставки (чтобы что-то заработать) – все разговоры об улучшении качества образования так и останутся на уровне движения молекул воздуха.

Какой толк от хороших учебников, если учитель, который должен работать по этому материалу, морально выгорел и устал, или у него нет времени, или его в грош не ставят ученики?! Наши управленцы научилось виртуозно работать с бумажками, позабыв, что государство – это люди. Пока мы не вернемся к принципу в образовательной политике «Человек учит Человека», то так и будем топтаться на месте.

Владимир Леонтьев, генеральный директор «Инфосфера Консалт», кандидат исторических наук:

– Не зря существует понятие «старая школа», которое подразумевает высокий уровень! Старая – не потому, что давно существует, а потому, что берет лучшее из многолетних традиций. У нас в образовании в 90-е годы наворотили немало. В иные частные вузы и школы в Новосибирске стыдно было заходить просто; там творилось в плане образовательного процесса невесть что. Отрадно, что пришло понимание необходимости обеспечить единое образовательное пространство в России.
Нужно обязательно использовать опыт советской школы: там было немало полезного. Конечно, этот опыт должен быть преобразован с учетом современных тенденций – думаю, что никто с этим спорить не станет. А что касается регионов, то они должны обеспечить поддержание единого образовательного стандарта, но могут и, учитывая свою специфику, какие-то вещи добавлять. Это нормально, но делать это нужно с умом. Дважды два четыре не только в Москве, но и в Новосибирске, хотя кому-то это может и не нравится. Уверен, что реформа пойдет на пользу делу и ее надо всячески поддержать обществу.

Анатолий Аблажей, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии и права СО РАН, доцент НГУ:

– Вообще формулировка «восстановление единого образовательного пространства в России» звучит немного странно. Оно и так единое. ЕГЭ исходит именно из базового уровня знаний. Владеешь им сполна – получаешь 100 баллов. Другой вопрос, в состоянии ли современная школа обеспечить условия для полноценного овладения даже базовым уровнем знаний, заинтересованы ли в этом все без исключения родители. В законопроекте речь идет о базовом уровне знаний, а его, в общем, никто и не отменял. Другое дело, что в стране, наряду с базовым общим образованием, есть и специализированное, доступное не для всех, и наличие которого – обязательное условие развития науки, сферы высоких технологий. И эта область образования всегда будет притягивать к себе самых талантливых и настойчивых, стремящихся узнать что-то помимо базового уровня.

Если говорить о советском опыте, то, как сказал Гераклит, в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Взять что-то ценное и полезное – можно и нужно. Копировать его полностью – невозможно. Мы живем в другое время, и современный школьник в процессе познания ориентируется, так скажем, не только на то, что скажет учитель или написано в учебнике. Источников информации стало на порядок больше, что дает повод экспертам рассуждать о медийном образовании. Сможет ли школа выдержать конкуренцию с социальными сетями? Не факт, да и вряд ли это необходимо. Школа обязана быть, прежде всего, современной, чему, надеюсь, будет способствовать и данный законопроект.

Алексей Осипов, вице-президент Сибирской академии политических наук, доктор исторических наук:

– Конечно, давно пора было заняться введением единых федеральных основных общеобразовательных программ. Все очень просто: нам нужно такое среднее образование, которое было бы способно обеспечить абитуриентами и высшую школу, и среднее специальное образование. Здесь не о чем спорить – знать базовые вещи обязаны все! А то ведь доходит до смешного: некоторые школьники не могут узнать точное время, глядя на циферблат! Они только кнопками обучены оперировать… А если серьезно, то бывает, что в некоторых гимназиях даже целые предметы (например, физику) убирали. Такой самодеятельности – однозначно вредной – быть не должно.

Принятые меры правильные, но я хочу сказать также о том, что нужно изменить отношение к учительскому корпусу. У педагога должен быть соответствующий статус: и материальный, и любой другой. Он не должен бегать за копейкой, чтобы обеспечить себя и семью. Учитель должен знать, что у него все будет нормально, и он может со всей душой заниматься благородным делом, которое выбрал. Ситуацию пора менять!

Евгений Белкин, главный редактор медиаресурса «Техносфера. Россия»:

– Долгожданное решение для большинства работников российской системы образования. Вопрос унификации системы образования по всей стране и введения единого стандарта многие годы уже поднимался в России в постсоветское время. Как мы видим, разрушение или, как у нас это называлось в годы разгула перестройки и последующего западного либерализма, «реформа» образования ни к чему хорошему не привела. По факту проблем лишь стало больше, а разные программы мешают как контролю качества учащихся, так и совместной работе педагогического сообщества по всей стране. 

У нас остается положительный опыт работы образования в СССР, от которого было крайне недальновидно отказываться. Также есть немало интересных наработок современных педагогов, которые стоит внести в единый стандарт. Уверен, что принятое решение открывает путь для воссоздания мощной и актуальной отечественной системы образования. 

Юрий Лобунов, аналитик консалтинговой компании GSA, колумнист Forbes:

– Это решение способствует не только восстановлению единого образовательного пространства, но и восстановлению единого культурного поля, без которого невозможно даже элементарное взаимопонимание.

Напомню классическую легенду: чтобы остановить людей, решивших построить башню до небес, бог заставил их говорить на разных языках, и башня не была достроена. Не нужно было убивать строителей или испепелять башню молниями, не нужно было подменять чертежи или портить стройматериалы – достаточно, чтобы люди друг друга не понимали. 

Точно так же происходит и в обществе, где дети учатся по разным, а иногда и противоречащим одна другой программам, – взаимопонимания не будет, и это помешает «строить башни».
Единый стандарт школьного образования жизненно необходим, причем, как в социально-гуманитарных, так и в естественных, в технических и точных науках. Базис, фундамент, основа должна быть единой, и только в опоре на нее возможно дальнейшее обучение. Уверен, что Россия рано или поздно вернется к идее унитарного школьного образования.

Андрей Челноков, председатель Новосибирской областной организации Союза журналистов РФ:

– Совершенно уверен, что необходимо восстановить единое образовательное пространство в России, и это обязательно приведет к повышению уровня образования. Когда  у школьников спрашивают, как Жуков в 1812 году отогнал немцев от Москвы, и они серьезно над этим размышляют, то становится не по себе. Такого уровня безграмотности относительно знания истории своей родины не было никогда! С этим срочно нужно что-то делать, и единое образовательное пространство – это как раз то, что нужно. Учитель обязан работать на государство российское, но никак не против него. Школа должна действовать в интересах страны, а не каких-то групп, имеющих свои мутные цели и интересы.

Пора уже забыть об «образовательных услугах»! Задача российской школы – давать знания ученикам и воспитывать их в духе любви к своему Отечеству. Поэтому у нас должен быть и единый стандарт, и единое пространство.

Тамара Синичникова, член ОП Омской области, Председатель Омского регионального отделения ООГ«Союз женщин России»:

Идея организации единого образовательного пространства на всей территории страны, требований к конкретике результатов обучения, утверждения авторского коллектива, разрабатывающего учебники, заслуживают похвалы. Однако вызывает вопросы ситуация, которая сложилась сейчас: Госдума только приняла законопроект, а школы страны уже в начавшемся учебном году приступили к его реализации в части работы с едиными для всех рабочими программами в отсутствии единых учебных пособий. Хочется, чтобы шаги в столь важной и принципиальной сфере, как образование, были продуманы, логичны и своевременны.

Помним слова классика, согласно которым для достижения цели нужно, прежде всего, идти. Но кажется оправданным замечание, что идти надо по верной дороге.

Подготовил Виктор Титов.

Фото предоставлено Новосибирским экспертным клубом.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 21 сентября 2022

Заголовок в газете: «Золотой стандарт»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру