Эксперты прокомментировали увольнения в учреждениях культуры Новосибирска

Эксперты прокомментировали увольнения в учреждениях культуры Новосибирска

Академический молодежный театр «Глобус» объявил об увольнении главного режиссера Алексея Крикливого, 18 лет проработавшего в Новосибирске. «Главный режиссер Алексей Крикливый принял решение сосредоточиться на личных творческих проектах», – лапидарно говорится на сайте театра. Ничего дополнительно прессе не смогла добавить директор «Глобуса» Татьяна Людмилина.

Наблюдатели в Новосибирске гадают, как можно оценить череду увольнений в учреждениях культуры города и области? Задаваясь вопросом, что стоит за переменами в культурной сфере Новосибирска, многие вспомнили, что в начале марта с должности главного дирижера и художественного руководителя Новосибирского академического симфонического оркестра ушел Томас Зандерлинг. Чуть позже решением минкультуры Новосибирской области без объяснения причин была уволена руководитель «Первого театра» Юлия Чурилова, а в апреле из театра «Красный факел» уволился режиссер Тимофей Кулябин, который в последние годы, проживая преимущественно за границей, больше работал на театральных сценах Европы, чем России. Свой пост в апреле также покинула министр культуры региона Наталья Ярославцева.

Сибирские эксперты высказались о том, кто ушел и стоит ли жалеть об этих персоналиях.

Константин ЗИНОВЬЕВ, управляющий партнер юридической фирмы:

– Насколько я понимаю, каждый из перечисленных персонажей ушел по своей причине. Зандерлинг даже чисто технически не мог находиться в России, Кулябин практически уже не работал в Новосибирске, Чурилова не поняла окончательно изменившейся политики в связи с СВО. Ярославцеву сгубили аппаратные и иные игры. Что до Крикливого, то кто-то из великих театральных режиссеров сказал, что театральный коллектив живет 10–15 лет. Скорее всего это верно: даже когда-то блестящие и самобытные «Таганка», «Современник», «Ленком» по истечении этого времени становились уже не те; МХТ Ефремова и Табакова это два разных театра с одним названием. Возможно, и для «Глобуса» – это повод стать каким-то другим и новым.

Роман БУБЕНОВ, адвокат, член Общественной палаты Новосибирской области:

– Любые увольнения чиновников из культуры, конечно, определенным образом отразятся на репертуаре ранее возглавляемых ими учреждений. В первую очередь должно произойти обновление с учетом запросов жителей Новосибирской области. Перемены в культурной среде необходимы, так как культура является одним из социально-общественных институтов, влияющих на консолидацию и единение общества. Общество в настоящее время, с учетом проводимой специальной военной операции на Украине, испытывает острый запрос на изменения в культурной среде, и не только на региональном уровне.

Дарья БОБКО, эксперт в области управления качеством на производстве:

– Очевидно одно, что все эти кадровые ротации связаны с проведением операции на Украине. При этом не только Томас Зандерлинг, а он, насколько мне известно, уроженец Новосибирской области, ушел добровольно. Тимофей Кулябин покинул свой пост вполне самостоятельно. Похоже, они оба посчитали, что возможность работы на Западе для них важнее, чем связь с Родиной. Все остальные ротации следует отнести к разряду добровольно-принудительных, из чего можно сделать вывод, что деятельность этих людей признана не соответствующей государственной политике в условиях проведения спецоперации.

Аркадий БУРХАНОВ, заслуженный артист России, художественный руководитель ансамбля ранней музыки Insula Magica, профессор консерватории:

– Ротация ли? Вот одно из определений этого понятия: «…Основной признак ротации кадров – горизонтальное направление перемещения с должности на должность, из отдела в отдел, из одного подразделения компании в другое. Другими словами, как кадровая операция – это перевод постоянный или временный на другую работу в рамках юрлица. В некоторых источниках выделяют также вертикальную ротацию и межорганизационную, но в большинстве источников под ротацией понимают горизонтальное перемещение в рамках организации».

Во всех описанных случаях имело место увольнение, которое больше напоминает «чистку рядов».
Что же стоит за переменами в культурной сфере Новосибирска? Воля народа! Народа, который ведет борьбу со злом во всех сферах, в том числе за сохранение традиционных ценностей русского мира. Эта борьба вступила в новую фазу – она становится более активной и осознанной. В том числе с оружием в руках, с осознанием того, что в первую очередь это борьба за само существование народа.

Сфера культуры – безусловно, индикатор социальных процессов с одной стороны, и с другой – мощнейшее средство идеологического воздействия. Неслучайно «Культура» – это название одного из разделов «Стратегии национальной безопасности», изложенной в Указе Президента РФ от 31.12.2015 N 683. Заметьте, 2015 года! Годом раньше Основы государственной культурной политики были утверждены Указом Президента Российской Федерации 24 декабря 2014 года № 808. Через 5 лет, в ходе мониторинга реализации этой политики, было выявлено более 2,8 тысячи проблем! Характерно то, что Новосибирская область по количеству проблем на втором месте (после Кемеровской области) – 116 проблем! И в числе основных – отсутствие стратегического подхода к кадровой политике в сфере культуры и дефицит квалифицированных кадров.

В этой связи достаточно внятные и решительные попытки министерства культуры Новосибирской области провести ротацию управленческих кадров следует расценивать исключительно как позитивные. Так сказать, ветер перемен! Подобную череду увольнений в учреждениях культуры города и области можно оценить исключительно положительным образом. И было бы очень хорошо, если бы перечисленные уволенные персонажи (и пока еще не уволенные) сосредоточились на личных творческих проектах и их бы не ротировали в другие государственные учреждения.

Олег ВИКТОРОВИЧ, президент АНО «Дом с часами»:

– Более двадцати лет в Новосибирске в частности и в стране в целом складывалась система управления культурой, где вместо профессионалов на руководящие посты ставились люди лояльные, послушные власти. 

События, происходившие в стране, где царствовал олигархат, либеральные ценности и общий поход в «потребительский рай» только усугубляли ситуацию: художественные руководители учреждений культуры окончательно утратили ключевые позиции, вся власть сконцентрировалась в руках «эффективных менеджеров», и директорский корпус стал неприкасаемой кастой, очень похожей на мафиозный клан.

Появилась радикально-либеральная монополия в Москве, которая зачистила все пространство культуры, устроив цензуру гораздо жестче и циничнее той, что так любят критиковать либералы, перетолковывая на свой лад историю России и советский период. Естественным образом ушли в мир иной мастера культуры, служившие в эпоху СССР, общество окончательно утратило ориентиры на базовые, корневые ценности искусства. Колоссальный пласт русской и советской культуры был объявлен ненужным мусором и выкинут на свалку истории.

Теперь прекрасно известно, что этому всецело способствовали «наши западные коллеги», которые под видом культурного сотрудничества навязывали российскому обществу ложные ценности, а западные спецслужбы, прикрываясь различными культурными, благотворительными, образовательными институциями, буквально развязали ментальную войну на нашей территории, где идеологический фронт стал авангардом разложения и уничтожения нашего образования, нашей культуры, нашей памяти и традиций. 

Другими словами – уничтожались корни, которые связывали огромные многонациональные территории Русского мира. Ведь именно наша многовековая глубокая и прекрасная культура является связующим элементом государства, основой его образования и движущей идеей, которая преодолевает любые препоны и преграды. А вместе с верой и надеждой позволяет обществу пройти самые страшные испытания и трагедии. 

Великая культура и религия созидают образ будущего, создают целостную гармоничную систему мироздания, дают человеку кругозор и опору на вечные, непреходящие ценности, обладая мощной энергией, которая не только связывает прошлое и настоящее, но и формирует, материализует, творит будущее. Наши враги это прекрасно осознают, а потому бросают на ментальную войну огромные ресурсы и постоянно вербуют себе сторонников в нашей стране! 

То, о чем давно говорили деятели культуры, которые били в набат, замалчивалось и исчезало в потоке медийной жвачки, проходило мимо внимания общества. А на передний план выставлялась «попса» с ее гламурным китчем, нахальным и бездарным самовосхвалением, наглой и бесстыдной профанацией искусства – сложнейшего ремесла, которое надо осваивать долгие годы. Владение профессией и талант заменили пиаром! Долгий творческий процесс и поиск заменили ротацией и медиаэкспансией, и мы увидели и упились потоками безвкусного, бездарного и вредного контента. Вся эта вакханалия продвигалась в регионы. 

С началом СВО вся эта гремучая смесь симулякров бомбанула против интересов России, и то, что было очевидно профессиональному сообществу, наконец увидели все – и общество, и власть. Кадровая политика вышла на первый план и последовали закономерные выводы и решения. 

Ярослав МАЛЯНОВ, юрист-аналитик, консультант:

– Не думаю открыть какой-то секрет, взявшись утверждать, что все вышеперечисленные персоналии относились к той группе, которая исповедует, пропагандирует так называемые либеральные ценности. Федору Михайловичу Достоевскому принадлежит следующее утверждение: «Эту ненависть к России еще не так давно иные либералы наши принимали чуть ли не за истинную любовь к отечеству и хвалились тем, что видят лучше других, в чем она должна состоять; но теперь уже стали откровеннее и даже слова «любовь к отечеству» стали стыдиться, даже понятие изгнали и устранили как вредное и ничтожное». 

Можно соглашаться с классиком или нет, но, видимо, государство с Достоевским согласилось и как работодатель сочло невозможным поддерживать дальнейшие трудовые отношения (в том числе и их финансовую составляющую) с вышеуказанными гражданами. Естественно, триггером для таких решений послужила внешнеполитическая ситуация, логично сужающая «границы дозволенного», причем не только для деятелей культуры. В целом, если проводить исторические параллели, подобное положение вещей вполне логично и предсказуемо для любой суверенной державы.

Подготовил Виктор ТИТОВ.

Фото: Новосибирский экспертный клуб

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №37 от 7 сентября 2022

Заголовок в газете: С кем вы, мастера культуры

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру