Эксперты оценили перспективы расследования срыва сроков строительства ЛДС в Новосибирске

Заместитель председателя правительства России Дмитрий Чернышенко поручил провести служебную проверку срыва сроков строительства многофункциональной ледовой арены в Новосибирске общей площадью 55 тысяч кв. м., возводимой в рамках федерального проекта «Спорт – норма жизни». Оценив ход ее строительства во время рабочего визита в регион, вице-премьер остался недоволен темпами работ, возмутившись отставанием от графика на 78 дней.

Эксперты оценили перспективы расследования срыва сроков строительства ЛДС в Новосибирске

«Ровно год назад нам было дано обещание, что объект будет сдан в сентябре 2022 года, – напомнил Дмитрий Чернышенко, отметив, что на стройке, где возводят основную арену на 10,5 тысячи зрителей и тренировочную арену с трибунами на 200 зрителей, «случилось расслабление». – На сегодняшний день строительная готовность ледовой арены – не более 70 %».

Вице-премьер напомнил, что на ледовую арену правительством России направлено 6 млрд рублей, на которые можно построить три десятка физкультурно-оздоровительных комплексов по всей стране. Но регион продолжает запрашивать из федерального бюджета дополнительные средства на завершение строительства  в связи с конструктивными изменениями проекта. «Я могу понять, когда дело в санкциях и удорожании материалов, – заявил Дмитрий Чернышенко, отметив, что в таких случаях правительство всегда старается идти навстречу субъекту. – Но дополнительная сумма в связи с конструктивными изменениями проекта на его завершающей стадии – не принимается!»

Заместитель председателя правительства также напомнил, что ледовая арена возводится по поручению президента России. «И здесь персональная ответственность главы субъекта и должностных лиц Министерства спорта перед жителями региона, – сообщил Дмитрий Чернышенко. – Требую проведения служебной проверки о причинах удорожания, результаты которой до 15 сентября должны быть представлены в правительство».

Сибирские эксперты, в свою очередь, удивились тому, что для заместителя председателя правительства России оказалось неожиданностью, что ледовая арена не будет сдана в срок, и задались вопросом, можно ли было в принципе выдержать намеченные сроки строительства и стоимость в условиях пандемии и санкций, которые никто не закладывал в смету.

Ярослав Малянов, юрист, аналитик:

– Думаю, те процессы, которые мы сейчас наблюдаем при строительстве новой ледовой арены в Новосибирске, являются итогом обычной российской «расслабленности». Видимо, известие о том, что МЧМ-2023 по хоккею в Новосибирске  не состоится, ослабило необходимый контроль за этой знаковой для мегаполиса стройкой. Вопрос о результатах проверки, анонсированной заместителем председателя правительства РФ Дмитрием Николаевичем Чернышенко, скорее риторический. Ответ, по сути своей, уже озвучен: «...персональная ответственность главы субъекта и должностных лиц Министерства спорта...»

Роман Бубенов, адвокат, член Общественной палаты Новосибирской области:

– Сложно со стороны судить, какие именно трудности с возведением ледовой арены повлияли на сроки сдачи объекта. Печально, что на заключительном этапе строительства выяснилось, что необходимо вносить конструктивные изменения в проект! Почему раньше об этом молчали?! Считаю, что в целом срыв сроков введения в эксплуатацию ледовой арены может сказаться  негативно на авторитете органов власти у населения региона. Конечно, проведение служебной проверки необходимо, но главное, чтобы проверка не ограничивалась поиском так называемых «крайних» или «козлов отпущения». Нужен конструктив, ведь важно разобраться и найти причины, их быстро устранить, и в будущем при таких масштабных стройках их не повторять.

Константин Зиновьев, управляющий партнер юридической фирмы:

– Классическая история, когда объект нужно было сдать к «дате» (в нашем случае хоккейный чемпионат), но «дата» неожиданно отпала. Судя по всему, строительная отрасль Новосибирской области (там, где задействованы государственные и муниципальные деньги) переживает острый коррупционный кризис. Иных объективных причин, вызвавших очередной срыв сроков и удорожание объекта, не усматривается. 

Что касается проверки, то она, как всегда, выявит «стрелочников». Так у нас было всегда. И когда из года в год асфальт укладывают в сугробы и лужи, когда те же дороги через год волшебным образом превращаются в две колеи, а еще через год тают вместе со снегом, когда занимаются огораживанием «скотопрогонными» оградками других заборов, когда сдают станцию метро, и через неделю ее закрывают из-за опасности эксплуатации, когда второй тоннель к этой станции превратился в замороженный долгострой.

Инэсса Рябинина, управляющий партнер юридической фирмы:

– Сыграла традиция российских строителей: сначала соглашаться на минимальные котировки, а потом потихоньку выпрашивать дополнительные вложения. «Хозяйка, тут надо бы доплатить», – разве не такие стандартные фразы мы слышим от строителей при любых ремонтах? Не встречала ни одного строителя, который не использовал бы эту нехитрую тактику, независимо от того, ремонтирует он дачу, квартиру или решает проблему строительства уникального спортивного комплекса. Мы, юристы, часто встречаемся с такими субъектами, которые сначала заявляют, что могут все и готовы на любые большие проекты. Но в этой своей решимости они изначально закладывают эту классическую формулу «надо бы доплатить». Они преднамеренно изначально занижают сметы, надеясь, что впоследствии дожмут своих клиентов, которым уже потом просто некуда деваться.

Любовь Майснер, руководитель ООО «Исследовательские практики Маркетинг+ Консалтинг»:

– Все очень похоже на попытку узаконить новые цены на строительства стадиона. Срыв сроков совершенно не обязательно приведет к катастрофичным последствиям для руководителей региона и кураторов данного проекта. Никто не сомневается, что, если бы у России не отняли молодежный чемпионат, ледовая арена в Новосибирске была бы построена в срок по изначальным ценам. Последнее обстоятельство сильно понижает вопрос актуальности соблюдения сроков возведения объекта. Зато повышает вопросы стоимости строительства, которое, конечно, существенно выросло в цене. Полагаю, что итогом проверки станут не репрессии в отношении виновных, а легализация нового ценообразования.

Олег Викторович, президент АНО «Дом с часами»:

–Как в пословице: «На то и щука в реке, чтобы карась не дремал». Пусть проверяют! Хотя очень странно, что Чернышенко, мягко говоря, заходит на «чужое поле». Всем известно, что наш регион курирует Виктория Абрамченко, а строительство ледовой арены инспектировали и заместитель министра спорта и полпред главы государства, когда губернатор Андрей Травников показывал ход работ и докладывал обстановку. Глава региона давно взял на себя личную ответственность за возведение объекта, отслеживает строительство и контролирует все процессы, благодаря чему отставание от графика значительно сократилось, а работа вошла в штатный режим.

Надо мобилизовать не только строительную отрасль, но и всю вертикаль власти. Местные чиновники привыкли к отсутствию персональной ответственности, а государственную должность рассматривают не как служение, а как место кормления, легко манкируя должностными обязанностями и «халтуря» в интересах различных групп влияния. 

Считаю, что гораздо интереснее было бы провести расследование о том, каким образом продолжается рост цен на топливо и энергоносители. Идет рост тарифов? Дорожают товары и услуги? Поднимаются цены на металлопрокат и стройматериалы? Каким образом Россия, богатая трудовыми резервами, стала зависимой от мигрантов? Почему, когда идет СВО и страна выходит из-под внешней зависимости, олигархи продолжают выводить из страны колоссальные средства и спускать на воду новые мега-яхты? Правда, эти вопросы надо задавать не в регионе, а в столице. И начинать как раз с членов правительства, но что-то подсказывает мне, что эти вопросы останутся риторическими.

Юрий Лобунов, аналитик консалтинговой компании GSA, колумнист Forbes:

– Расследование – это хорошо, расследование – это правильно. Почему бы, действительно, не разобраться, как для правительства России оказалось неожиданностью, что ледовая арена не будет сдана в срок?

Об удорожании тоже говорилось не раз. Пришлось несколько раз корректировать проект и смету из-за срыва поставок, да и импортозамещение оказалось делом недешевым.

Есть и другие вопросы, на которые могло бы ответить расследование. Как так оказалось, что в нашей стране при наличии пусть и небольшой, но безработицы, строительная отрасль сделалась зависимой от трудовых мигрантов? И когда пандемия закрыла границы, строительство замерло?

Как так оказалось, что совершенно законно подряд на строительство многомиллиардного, сложного объекта может выиграть фирма с уставным капиталом в миллион и тридцатью работниками в штате? Как так оказалось, что по закону органы власти не могут вмешиваться в деятельность хозяйствующих субъектов, и получивший деньги подрядчик совершенно спокойно может не платить субподрядчикам? Которые, разумеется, прекращают работы.

Как оказалось, что в стране нет не только своего сложного оборудования, но доже керамическую плитку нужно ввозить из Польши, а бортики арены – из Финляндии? 

Наконец, как оказалось, что заместитель председателя Правительства страны, прекрасно зная и о пандемическом локдауне, и о шквальном удорожании строительных материалов, и о кадровом обнищании строительной отрасли, и об остановке импорта, и о проблемах импортозамещения, не просто удивляется срыву сроков и удорожанию строительства, но еще и требует вернуться в доковидные и досанкционные времена, выдержав намеченные сроки и стоимость? 

Имею некоторые сомнения, что расследование ответит на все эти вопросы. Но они есть, замечать ли их или нет.

Подготовил Виктор ТИТОВ.

Фото: Новосибирский экспертный клуб.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №36 от 31 августа 2022

Заголовок в газете: Поскользнуться на ледовой арене

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру