Эксперты оценили состояние общественного транспорта в городах Сибири

Опрос интернет-ресурса Drom.ru показал, что Сибирь и Дальний Восток стали лидерами по неудовлетворительному состоянию пассажирских автопарков, в то время как больше половины жителей, например, Московской области (60 %) положительно оценивают свой общественный транспорт.

Эксперты оценили состояние общественного транспорта в городах Сибири

В Новосибирске только 12 % респондентов положительно высказались о городском пассажирском хозяйстве. При этом 9 % опрошенных считают его хорошим, а 3 % – даже отличным. В то же время каждый четвертый новосибирец назвал транспорт в городе «ужасным» (26 % респондентов), а каждый третий – «плохим» (31 %). Оценку «три» поставили 31 % опрошенных.

Роман Бубенов, адвокат, Член Общественной палаты Новосибирской области:

– Результаты опроса свидетельствуют о многом. Таким ответом жители, во-первых, ставят «неуд» работе мэрии по обеспечению новым и экологически безопасным транспортом Новосибирска. Во-вторых, это говорит о недостаточном количестве на маршрутах транспортных средств, что подтверждается его переполненностью, и не только в час пик. В-третьих, четко становится понятно, почему жители стараются приобрести и использовать личный автомобиль. 

Думаю, становится понятно и то, почему москвичи и жители Московской области в большей степени довольны общественным транспортом, чем сибиряки. Ответ очень прост: основной общественный транспорт там – метро. Этот вид транспорта там бурно развивается, на что тратятся миллиарды бюджетных рублей. В отличие от других городов, которые не получают ни копейки на строительство метро. 

Дарья Бобко, биолог, эксперт в области управления качеством на производстве:

– Не совсем разделяю мнения коллег по поводу плохого состояния общественного транспорта города. На самом деле в Новосибирске есть прекрасная линия, на которой курсируют новенькие автобусы маршрута номер 54. Они прекрасны и удивительны, поскольку частенько ходят вообще без кондукторов, в них есть возможность дистанционной оплаты.

А в этом опросе кроется червоточина. Никто не отделил частный транспорт от муниципального. Автобусы 54 маршрута как раз муниципальные. 

При этом на линиях, которые обслуживают частные перевозчики, автобусы не самого высокого качества. Не говоря уже о том, что на всех муниципальных маршрутах автобусов, трамваев и троллейбусов работает система безналичной оплаты, а вот у частников далеко не всегда можно оплатить по безналу. При этом кондукторы, отказывая пассажирам в оплате по безналу, порой самым бесцеремонным образом хамят. Так что невольно задумаешься: это общественный транспорт или легальные машинки по «отмыву» черного нала?

Ярослав Малянов, юрист, аналитик:

– Считаю, что состояние автобусов, троллейбусов, трамваев – это одна из «визиток» любого города, вне зависимости от его величины. К сожалению, для третьего по величине города страны, каким является Новосибирск, этот аспект явно не самый выигрышный. Исключение составляет метрополитен, но он является лишь составной частью городской транспортной системы. То, что мы видим и чем пользуемся на улицах нашего города в качестве общественного транспорта, мягко говоря, удручает.

Олег Викторович, президент АНО «Дом с часами»:

– Имея личный автомобиль, тем не менее, очень активно пользуюсь общественным транспортом, так как это зачастую гораздо удобнее, особенно когда город стоит в пробках. Очень хорошо оцениваю пригородные электрички (хотя к теме опроса они имеют косвенное отношение) и наш метрополитен, который, конечно, перегружен в часы пик, но дает прекрасную возможность добраться на другой берег и обратно. 

Что касается наземного транспорта, то тут картина более унылая и печальная, так как подвижной состав устаревший и идущий по маршрутам с большими интервалами и очень нестабильно, особенно в отдаленные районы города. Где существует еще одна проблема –  невозможность гарантировано туда добраться после 21 часа.

Жители города жалуются на хамство водителей и кондукторов, на долгие «отстои» на остановках, на отсутствие комфорта и норм гигиены в общественном транспорте. Так что здесь муниципалитету предстоит огромный объем работы. В том числе и с частниками, которые, занимаясь пассажирскими перевозками, очень часто забывают о элементарных правилах безопасности на дороге, о том, что водитель не делает одолжение, а оказывает платную услугу. Короче, «потенциал роста» огромен! 

Будучи местным жителем и вспоминая советское время, могу сказать, что рывок, конечно, сделан огромный. Стало больше возможностей и вариантов добраться из точки А в точку Б, но и время не стоит на месте и муниципалитету надо поспевать за новыми задачами и запросами граждан. Активнее надо работать! А то годами слушаем про городскую электричку, строительство новых станций метро, развитие сети трамвайных линий, а в воз и ныне там. Это ярко иллюстрирует безынициативность городских управленцев и отсутствие транспортной стратегии, которую пустили на самотек.

Юрий Лобунов, аналитик консалтинговой компании GSA, колумнист Forbes:

– Немного некорректно говорить, что «57 % жителей Новосибирска считают…» В опросе на данный момент проголосовало 8 874 человека со всей России. То есть, по самым щедрым оценкам, опрос отражает мнение не всех жителей Новосибирска, а всего лишь тысячи автомобилистов. Автомобилистов потому, что именно это целевая аудитория портала.

Вероятно, именно особенностью аудитории определяется и оценка: привыкнув к комфортной езде в собственной машине, автомобилист вряд ли сочтет общественный транспорт удобным после случайной разовой поездки. Там бывает много людей, за каждую поездку приходится платить, автобус не везет до места назначения, но лишь до остановки, которую, кстати, можно еще и пропустить – с непривычки.

Подтверждают эту версию и комментарии новосибирских автомобилистов под опросом. Некоторые из них пышут высокомерием и озлобленностью на весь свет: «Водителей троллейбусов специально учат ехать так, чтобы мешать всем участникам дорожного движения», «Бесконечные гонки маршруток газ-тормоз, влево-вправо – так и хочется водителя поучить вождению, не дрова везет».

Принимать ли всерьез этот опрос? В известном анекдоте, помнится, опрос и измерение давали совершенно разные результаты. Не стоит уповать на опрос, если есть совершенно четкие нормы, регламентирующие состояние и работу общественного транспорта. От этих норм и следует отталкиваться, если интересует объективная оценка.

Любовь Майснер, руководитель ООО «Исследовательские практики Маркетинг+ Консалтинг»:

– Разработка программы любого выборочного социологического опроса помимо постановки целей и задач требует ответа на вопрос «Что является генеральной совокупностью исследования, на какую общность /социальную группу мы будем проецировать результаты опроса?» При этом генеральная совокупность должна быть описана по критериям, значимым с точки зрения исследования, – пол, возраст, образование, территория проживания и другие, которые могут влиять на ответы респондентов. Важно, чтобы наша выборка являлась мини-моделью нашей генеральной совокупности по этим характеристикам, чтобы мы могли с чистой совестью результаты опроса приписывать всей изучаемой общности. Исходя из вышесказанного, не вижу смысла обсуждать результаты опроса как мнение жителей Новосибирска.

Во-первых, на сайте представлена статистика ответов по Новосибирской области. А отвечали пользователи сайта Дром.ру. Очевидно, что это пользователи личного авто, что не может не влиять на оценку. Еще одна очевидность – смещение выборки, и думаю, существенное, в сторону преобладания ответов мужчин. Ну и третье: неизбежен перекос по возрасту (молодежь и старшие возрастные группы выпадают).

Такого рода опрос – развлечение для пользователей сайта, а не повод для серьезных обсуждений.

Галина Окорокова, ректор института менеджмента, экономики и бизнеса:

– Представляется, что интервьюеры отвечали на вопросы о состоянии общественного транспорта в Новосибирске вполне ответственно и объективно. Какой смысл горожанам рисовать картину хуже, чем она есть?

Просто надо набраться, как говорится, духу и признать: общественный транспорт в региональном исполнении отстает от лучших зарубежных образцов, а также от Москвы и Санкт-Петербурга. И, как видно из информации, Подмосковья.

В большинстве же областных центров картина примерно одинакова: отсутствие «умных» остановок, оборудованных подзарядками для мобильных телефонов, отсутствие табло с информацией о времени прибытия автобуса или троллейбуса. Не предусмотрены въезды в транспорт инвалидов-колясочников. Кстати, для них нет мест и в самом транспорте. Внешний вид транспортных средств зачастую не эстетичен. Страдает культура обслуживания. Правда, порой и пассажиры ведут себя неподобающим образом. В результате – замкнутый круг недовольства с обеих сторон.

Все это говорит о том, что проблема работы общественного транспорта – комплексная. И решать ее надо не только в отдельно взятом регионе, а при глубоком анализе, советах и реальной поддержке федерального центра и тех структур, которые создавались для выполнения данной задачи.
Здесь уместно вспомнить Антона Макаренко, под началом которого на заре советской власти была колония детей-сирот. Он говорил: «Если хочешь человека научить красиво есть, это надо делать на белой скатерти». Так и на общественном транспорте можно взять за основу это изречение.

Подготовил Виктор Титов.

Фото предоставлено Новосибирским экспертным клубом.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №35 от 24 августа 2022

Заголовок в газете: Все пассажиры – враги кондуктора

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру