Эксперты обусудили качество дорожных работ в Новосибирской области

Эксперты обусудили качество дорожных работ в Новосибирской области

Апокрифическую фразу о том, что у России есть две беды – дураки и дороги, приписывают разным историческим личностям, но чаще всего автору произведения «Путешествие из Петербурга в Москву» Александру Радищеву. Книга была написана в XVIII веке. С тех пор ничего не изменилось.
Глава Новосибирской области Андрей Травников дал местным чиновникам две недели на изучение вопроса плохого ремонта на трассах областного центра и региона. В ходе оперативного совещания в правительстве региона, когда министр транспорта и дорожного хозяйства региона Анатолий Костылевский сообщил, что гарантийные обязательства дорожных строителей не исполнены на 200 объектах, губернатор поинтересовался, почему в области такое количество некачественно отремонтированных дорог.

Эксперты «МК» – Сибирь» попытались дать ответ на этот вопрос.

Сергей ЛИХАЧЕВ, руководитель новосибирского отделения фонда «Центр развития региональной политики»:

– Ситуация, когда открывают фирму-однодневку для заключения контракта, а по выполнении работ ее сразу же закрывают, – отнюдь не редкая в Новосибирской области. А если опираться на заявление Травникова, то это свыше двухсот случаев. Это двести невыполненных обещаний по гарантийному обслуживанию, за которые государство уже заплатило, но нужного качества граждане так и не получили. Призвать к ответу теперь некого: фирмы закрыты, чиновники на местах разводят руками, подрядчики самодовольно ухмыляются и считают прибыль. Но это все формальность. В связи с особой спецификой в сфере дорожного строительства работают не так много людей. Так что фигуранты все известны и подходы их тоже. 

Без попустительства представителей власти тут, конечно, не обходится. А как можно объяснить, если этот человек не выполняет своих обязательств по одному объекту, а с ним заключают новый контракт? Надеюсь, что это объяснят губернатору, но простых объяснений тут мало. Нужен системный взгляд на проблему с привлечением профильных министерств, правоохранительных органов и общественных организаций для противодействия такому виду мошенничества. Нужно заставить нерадивых подрядчиков выполнять свои обязательства.

Константин ЗИНОВЬЕВ, управляющий партнер юридической фирмы:

– Сама по себе инициатива ровным счетом ничего не значит, если не будет в дальнейшем соответствующих последствий. Лучшими из них будут посадки в чиновничьей и предпринимательской среде. Сама по себе организация мероприятий по привлечению внимания к проблеме у нас обычно превращается в компанейщину и очковтирательство.

Роман ЯКОВЛЕВ, зампред комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Законодательного собрания Новосибирской области:

– Как автолюбитель на собственном примере могу рассказать, что на протяжении последних пяти лет в Новосибирской области каких-то кардинальных изменений с автодорогами не произошло. Можно в качестве конкретных примеров привести такие важные участки региональных маршрутов, как от Каргата до Довольного, от Барабинска до Здвинска. Думаю, что в каждом районе Новосибирской области можно найти болевые точки. Так что любой контроль – это, безусловно, хорошо и должно давать результаты. Я как патриот региона выступаю за то, чтобы все механизмы контроля давали результаты. Мое мнение сформировано после многочисленных передвижений по региону, и все эти десятки порванных колес красноречиво свидетельствуют о том, что проблема требует кардинального вмешательства властей.

Юрий ЛОБУНОВ, аналитик консалтинговой компании GSA, колумнист Forbes:

– Последствия инициативы по изучению плохого дорожного ремонта в Новосибирске и области уже наблюдаются. 25 июля губернатор Андрей Травников потребовал от министра подготовить отчет о причинах возникновения дефектов на отремонтированных дорогах, а региональная пресса сообщила, что мэрия Новосибирска организовала многоступенчатый контроль качества проводимого в городе дорожного ремонта. Об этом же, но уже на уровне региона заявил заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Игорь Миллер.
Пиар-последствия очевидны, чиновники спешно отреагировали. От них потребовали усилить контроль – они отрапортовали об усилении контроля.

Смею предположить, что не во всех случаях между требованием и бодрым отчетом о его выполнении был проведен весь объем необходимых работ. И если мое предположение верно, то можно ожидать и иных последствий. Например, долгая борьба за качество ремонта дорог в Брянской области закончилась… пятью годами лишения свободы для начальника отдела технического надзора Управления автодорог. Если между требованием Андрея Травникова и рапортом об исполнении требования найдется «слабое звено», не могу исключить аналогичного развития событий.
Губернатор Новосибирской области сказал: «Мы все равно дожмем, все равно заставим всех поверить, что нарушать – себе дороже». Это в полной мере относится и к подрядчикам, и к чиновникам. И если кто-то не услышал губернатора, кто-то собирается вести business as usual, мои прогнозы в отношении таких дельцов неутешительны.

Олег ВИКТОРОВИЧ, президент АНО «Дом с часами»:

– Если вы обратили внимание, то с начала года в стране прошла целая серия задержаний высокопоставленных чиновников из дорожной сферы, где цепочка тянется от высоких московских кабинетов до региональных министерств и частных подрядчиков. Коррупция и халатность! Очевидно, что строительство, реконструкция и ремонт дорог теперь на особом контроле главы государства. Это видно и по недавней встрече Владимира Путина с Маратом Хуснуллиным, где подводились итоги работы строительной отрасли в первом полугодии и обсуждались планы дальнейших действий, и где особо оговаривались сроки и стратегия строительства новой автомагистрали М-12 протяженностью более 8000 км, которая свяжет Москву, Казань, Екатеринбург, Омск, Новосибирск, Бийск и через Алтай и Монголию выйдет на Китай. 

Именно этот мега-проект оживил строительство Северного объезда Новосибирска, так как в рамках подготовки большого строительства крайне важно создать региональную дорожную инфраструктуру, способную распределить транспортные потоки в узловом центре, которым является наш город, создать удобные транзитные коридоры в обход Новосибирска. 

По сути, замечания и распоряжение Травникова – это черная метка всем ответственным лицам, которые допускают беспредел в дорожном хозяйстве. Ведь все все видят! Людей не обманешь! И ежику ясно, что отвратительное состояние дорог, в том числе недавно ремонтировавшихся или построенных, – это грубейшее нарушение технологии проведения работ, использование некачественных материалов и не в тех объемах, которые требуются, и что все это – следствие тотальной коррупции и кумовства в отрасли. А схема с подрядными организациями и фирмами-однодневками – банальное мошенничество. 

Уверен, что свое веское слово скажут и наши правоохранители, которые смогут точнее сформулировать «диагноз» происходящего. Давно пора! А то больно и противно видеть, как дороги, которые ждали люди и которые делались совсем недавно, зримо «тают» с приходом весны и как довольно накладно обходятся людям вложения в ходовую часть автомобиля, а тем более ужасно, когда из-за ненормативного состояния дорог происходят аварии и гибнут люди. Этот порочный круг надо разрывать. 

Иннокентий ЕРШОВ, эксперт филиала ФБГУ «Дальневосточный ЭО АСР»:

– Очень жаль, что некоторые компании прошли процедуру банкротства и устранять последствия плохого ремонта дорог придется за счет бюджета региона. Думаю, что такая инициатива губернатора побудит подрядные организации, участвующие в ремонте автомобильных дорог, более ответственно подойти к своим обязанностям по выполнению работ, а глав муниципалитетов – более внимательно выбирать подрядчиков работ, заключая контракты с проверенными организациями.

Роман БУБЕНОВ, адвокат, член Общественной палаты Новосибирской области:

– Губернатор, как и все жители региона, воочию наблюдает, что ремонтные и восстановительные работы на дорогах идут медленными темпами, а на некоторых участках дорожного полотна вообще не начинались. Ситуация требует немедленного реагирования, и это касается не только принятия кадровых решений, но и в целом всей процедуры ремонта дорог. До осенне-зимнего периода осталось мало времени, а требуется сделать ещё очень много. Такое ощущение, что дорожники живут своей отдельной административно-хозяйственной жизнью. Требуется качественная оценка сложившейся ситуации со стороны органов власти и принятие в кратчайшие сроки решений, которые бы способствовали повышению темпов дорожного строительства.

Подготовил Виктор ТИТОВ.

Фото предоставлено Новосибирским экспертным клубом.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №32 от 3 августа 2022

Заголовок в газете: То яма, то канава

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру