Эксперты: Чего ждать от новой системы оплаты проезда?

Муниципальный транспорт начал переход на новую систему оплаты проезда, которая предполагает отсутствие кондукторов, собиравших с пассажиров деньги. Она подразумевает, что отныне на линиях на ежедневную работу начнут выходить контролеры. В то же время коммерческий транспорт Сибири, где на некоторых маршрутах даже не соизволили внедрить безналичную оплата проезда, отказываться от кондукторов пока не собирается.

Эксперты: Чего ждать от новой системы оплаты проезда?

Пионерами в деле внедрения бескондукторной системы, как и положено, стала Москва. Но там новшество вызвало бурю негодования со стороны пассажиров. Во-первых, из-за необходимости заходить в переднюю дверь, а выходить в заднюю, на остановках и в транспорте создавалась давка, а посадка затягивалась. Во-вторых, люди старшего возраста вообще не поняли, как этим пользоваться. В конечном итоге с повсеместным внедрением системы решили повременить.

В Сибири раньше других собрались уволить кондукторов, а вместо них взять на работу контролеров в Новосибирске. «Проверки показывают, что количество пассажиров, не оплативших проезд, составляет от 10 до 20%, – говорится в сообщении Telegram-канала мэрии Новосибирска. – Сегодня штраф для «зайцев» – 100 рублей».

Ранее муниципалитет столицы Сибири вышел с законодательной инициативой повысить размер штрафа за безбилетный проезд на общественном транспорте в десять раз – до 1000 рублей. На сессии горсовета в апреле депутаты единогласно поддержали это решение. «У нас есть давняя задумка по вводу сетевого тарифа и намерение использовать его как можно шире для всех видов общественного транспорта, – ранее сообщал мэр Новосибирска Анатолий Локоть. – Кроме того, мы давно рассматриваем возможность ввести дифференцированный тариф. Все это будет выгодно и новосибирцам, и общественному транспорту».

Но вот готовы ли жители Новосибирска к нововведениям и не торопятся ли городские власти с переходом на новую систему оплаты проезда в муниципальном транспорте?

Стоит ли овчинка выделки или новая система окажется очередной заменой «шила мылом», рассказывают эксперты «МК» – Сибирь».

Любовь МАЙСНЕР, руководитель ООО «Исследовательские практики Маркетинг+ Консалтинг»:

– Общественный транспорт – один из ключевых элементов имиджа города. Качественный сервис в этой сфере – способ снизить количество стрессов жителей города, которые пользуются общественным транспортом. Иногда с ужасом, иногда со смехом вспоминаю транспортные эпопеи в студенческие годы – поездки из города в Академгородок на учебу, а потом – в Пединститут. Сейчас уже многое делается в направлении совершенствования транспортной системы – выделенные полосы для проезда без пробок, новые автобусы, много коммерческих маршрутов, возможность отслеживания нужного транспорта по карте и планирования поездок. Кондуктор, конечно, уже никак не ассоциируется с современным городом, но и «охота на зайцев» – тоже. С одной стороны, экономия на зарплатах кондукторов, а с другой – не выльется ли это в другие издержки – траты на контролеров и потери от роста числа безбилетников? Ну и человеческий фактор ставит под сомнение КПД этой реформы. Например, не появится ли желание отдать 300 рублей контролеру вместо тысячи штрафа. 

Современные технологии позволяют легко решить проблему – переход на безналичную оплату при входе в переднюю дверь, выход через другие двери. Возможности оплаты – картой банковской или покупка выгодных транспортных карт. Уверена, что уже есть такие современные решения. Возможно, они требуют первоначальных вложений, но в дальнейшем себя окупят. Ну, и требования к транспорту возрастут: чтобы не создавалось столпотворенияе при посадке – надо регулировать частоту и вместимость транспорта на маршруте.

Виктор ТИТОВ, журналист, аналитик:

– Я так понимаю, что десятикратное повышение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте – это только «хотелки». Всем ясно, что такие санкции приведут к ожесточению безбилетных пассажиров, которые будут проявлять агрессию. Полагаю, что все понимают, что 1000 рублей с «безбилетника» – это перебор и своего рода «пробный шар». Планку наверняка снизят, чтобы не превратить трамваи, автобусы и троллейбусы в сосредоточение скандалов и конфликтов.

Константин ЗИНОВЬЕВ, управляющий партнер юридической фирмы:

– Советский подход к честности пассажиров вроде работает. Не раз наблюдал, как пассажиры, войдя в транспорт, сами обращаются к валидатору. К сожалению, не знаю, какова была советская статистика. В целом честность срабатывает, когда пассажиров сравнительно немного. А вот когда все забито под завязку, тут уже проблема. Не каждый отважится передать транспортную, а тем более банковскую карту. Примерно та же проблема при передаче денег водителю. В переполненном транспорте это обычно вызывает скандалы. И не всегда это решается контролером. Так что надо думать.

Роман БУБЕНОВ, адвокат, член Общественной палаты Новосибирской области:

– Идея о переходе общественного транспорта на бескондукторную процедуру оплаты за проезд – хорошая, но требует взвешенного и рационального подхода. Общественный транспорт в городах Сибири очень перегружен, особенно в час пик. Думаю, пассажирам будет сложно привыкать в новой процедуре оплаты за проезд, самое главное, чтобы не уменьшились финансовые потоки в муниципальные транспортные учреждения от продажи билетов в общественном транспорте. 

Юрий ЛОБУНОВ, журналист, колумнист Forbes, аналитик консалтинговой компании GSA:

– Удивителен не переход на новую систему, а сомнения в нем. Кража в магазине ни у кого не вызывает одобрения, в то время как безбилетный проезд – точно такая же кража, но почему-то «социально приемлемая». Но ведь «заяц» обкрадывает не только перевозчика, он ворует у каждого пассажира и даже у каждого горожанина. Перевозчик недополучает денег и вынужден экономить. А любая экономия в транспортной сфере сказывается на безопасности и ритмичности перевозок. То есть безбилетники не только подрывают всю систему городского пассажирского транспорта, но и повышают риски для пассажиров. Разве такое поведение может быть приемлемым? Полагаю, что нет.

Дарья БОБКО, эксперт в области управления качеством на производстве:

– Если не ошибаюсь, системы бесконтактной оплаты проезда в общественном транспорте Новосибирска появились чуть ли не год назад. Некоторое время их можно видеть в трамваях и автобусах. Так что к этому явно готовились уже давно. Если система будет внедрена повсеместно в муниципальном транспорте, то на этом фоне коммерческий транспорт будет смотреться сильно анахронично. Тем более что на некоторых автобусных линиях вообще отказываются принимать безналичную оплату, и они, как мне кажется, уже давно должны стать предметом проверок компетентных органов. Следует хорошенько изучить таких автоперевозчиков на предмет отмывания денег. 

Олег ВИКТОРОВИЧ, президент АНО «Дом с часами»:

– Думаю, что мэрия торопится внедрить «бездушную систему», слабо понимая реалии жизни горожан. Молодые уже давно платят смартфоном, а старшее поколение еще пользуется «звонилками» и, даже имея банковские карты, старается их обналичить, чтобы платить «живыми деньгами». Сама идея не новая и успешно применялась в СССР, когда в транспорте стояли «билетные кассы», куда сбрасывали мелочь и, крутя рукоятку, получали билет, а в салоне висели плакаты: «Совесть – лучший контролер». Мне кажется, что надо пойти по этому пути и создать автоматы, которые смогут принимать наличные деньги, но работать и с современными технологиями. Тем более что это не сложно. 

Кондуктор – это, конечно, анахронизм, и, часто пользуясь общественным транспортом, иногда приходится встречать редкостных персонажей с «синдромом вахтера» и запредельным хамством, что малоприятно. Но, вводя новую систему, надо всесторонне обдумать и внедрять правила, которые будут удобны всем и каждому. А потому надо тщательно подготовить реформу. Ну, и со штрафами в 1000 рублей – это явный перебор и излишняя суровость.

Подготовил Виктор ТИТОВ.

Фото предоставлено Новосибирским экспертным клубом.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №23 от 25 мая 2022

Заголовок в газете: Кондуктор не спешит

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру