Эксперты: Россияне в целом поддерживают новшества в образовании

Более половины россиян (59%) поддерживают инициативу по поднятию флага и исполнению гимна перед учебной неделей. Чуть меньше граждан положительно относятся к урокам, посвященным событиям специальной военной операции России на Украине, – 51%.

 

Эксперты: Россияне в целом поддерживают новшества в образовании

В мнении граждан относительно инициативы проведения уроков истории с первого класса преобладают с небольшим отрывом отрицательные оценки: их дали 49% против 42% положительных. Положительно относятся к патриотическому старту школьной недели 65% тех, у кого есть дети до 18 лет, и 51% тех, у кого их нет. Уроки, посвященные событиям специальной военной операции, поддержали 56% родителей несовершеннолетних и 46% россиян, у которых детей такого возраста нет.

Андрей ЧЕЛНОКОВ, председатель Новосибирской областной  организации Союза журналистов РФ:

– Я отношусь к новым инициативам с некоторой осторожностью. В принципиальном плане я их одобряю, но очень важно не набить оскомину и не вызвать неприятие у подрастающего поколения, которое очень чутко к таким вещам относится. Поднятие флага и исполнение гимна ни в коем случае не должно выглядеть какой-то обязаловкой – и тут нам есть над чем подумать.

Я вспоминаю, что для нас, советских пионеров, День пионерии был настоящим праздником, это было весело и интересно, потому что это было живо. Надо продумать, как заинтересовать школьников. То же самое касается и уроков истории. Историю своего отечества мы обязаны знать. Когда школьник говорит, что Ленин – это отец Сталина, то не знаешь, плакать тут или смеяться… Работа должна вестись с младших классов и иметь свою специфику в зависимости от возраста.

У нас есть много хороших инициатив, достойных поддержки. Мне, например, очень нравится Юнармия. В Новосибирской области есть замечательная традиция, когда ребят из сельских районов привозят в областной центр к Посту № 1. Уверен, что и в других регионах найдется интересный опыт по воспитанию патриотизма у молодежи. Его надо изучать и использовать.

Дмитрий УШАКОВ, старший научный сотрудник Института философии и права СО РАН:

– Сама инициатива искусственного «навяливания» патриотизма совершенно неприемлема. Патриотизм должен взращиваться постепенно, поэтапно с привитием уважения к государственным символам и общественно значимым ценностям, постоянно, а не от случая к случаю и не алармистски. 

59% – это, конечно, больше половины населения, но 41% почему-то не поддержал эту инициативу. Могу лишь предположить, что непроголосовавшие люди скорее всего подумали о том, что просто не стоит заимствовать эту американскую традицию и «надевать на себя». Почему это надо делать перед началом учебной недели? Почему не каждый день? Какова периодичность этого акта патриотизма должна быть?

В советские годы прививалось уважение к знамени тем, что оно стояло в наиболее значимом месте и рядом с ним был пост знаменосцев. Его выносили и убирали, но это делалось в важные для страны периоды времени. Поднятие флага – дело знаменательное, но не стоит из этого делать еженедельное или ежедневное идолопоклонничество. Вполне достойной представляется советская традиция. 

«Уроки спецоперации»? Спецоперация не закончена, ее результаты только становятся значимыми в процессе ее проведения. Зачем делать из этого уроки? Опять же в советские годы таких уроков в школе не проводилось, кроме разве что 1 сентября, в День мира, в память о начале Второй мировой войны. Для обсуждения оперативной информации проводилась пятнадцатиминутная политинформация, и то не каждый день, и этого вполне хватало. 

Борис АЛУШКИН, председатель Алтайского отделения Союза журналистов России, председатель Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Республики Алтай, член ОП:

– Традиция исполнения гимна в школах близка нашей стране. Мы все помним гимн Советского Союза, его печатали на всех школьных тетрадях. Сколько лет прошло, а помнится, как сейчас. Мощные слова. Когда играл гимн, люди интуитивно вставали, была гордость за свою страну.
Считаю, что эти новшества необходимо внедрять. Детей надо воспитывать. Это правильно, что в школах каждая неделя будет начинаться с государственного гимна и подъема флага. Похожие традиции существуют во многих странах, которые хотят воспитать патриотизм у юного поколения. Однако это делать надо аккуратно, чтобы церемония не превратилась в рутину и для учителей, и для школьников.

Игорь КОЗЛОВ, кандидат исторических наук:

– Инициативу по поднятию флага и исполнению гимна, конечно, поддерживаю. Здесь нет чего-то такого уж нового: сходите на матчи КХЛ и послушайте, как поют болельщики гимн своей страны. В американских школах с этого начинается день. Не вижу причин, по которым мы не можем ввести такую практику. Другой вопрос, что нельзя перегнуть палку, как у нас порой бывает. Нужен баланс! То есть необходимо учитывать условия, в которых находится конкретное образовательное учреждение, понимать его специфику.

Уверен, что предложенные меры приведут к росту патриотизма. Хочу сказать еще об одном: с идеологической точки зрения базовыми являются гуманитарные дисциплины. Пора уже нам это осознать! Когда на историю Великой Отечественной войны отводится два урока, разве это нормально? Разве это правильно?! Как же нам тогда обеспечивать передачу национального культурного кода от старших поколений младшим? В конце концов, речь идет о национальной безопасности! Давайте помнить об этом.

Андрей ГУДОВСКИЙ, руководитель общественной организации «Город»:

– Все, что предложено, все верно! Информацию детям обязательно нужно давать – конечно, в разном объеме в зависимости от возраста. И о нашей истории рассказывать, и о специальной военной операции тоже. Гимн и флаг – это очень важно! Когда звучит гимн, то я вспоминаю и слова гимна Советского Союза: мы с детства их знали назубок. И это показатель того, что правильно, когда гимн учат с малых лет. Это совершенно нормальная практика, и ее придерживаются во всем мире.
Что касается рассказа об отечественной истории, то я считаю, что нужно рассказывать о миссии нашей великой страны. Патриотизм возникает из многих вещей, в том числе и из бережного отношения к нашему историческому наследию. Будь то Древняя Русь, Российская империя, СССР, современная Россия – нужно видеть неразрывную историческую связь и преемственность. Понимание этой связи должно быть в нас с детства, поэтому я приветствую нововведения и считаю, что они приведут к росту патриотических настроений в стране.

Александр БОРМАТОВ, региональный координатор федерального проекта «Детский спорт» в Новосибирской области:

– Очень хорошие нововведения в отечественном образовании. Их нужно претворить в жизнь. Посмотрите, у нас люди старшего поколения до сих пор поют слова советского гимна. Это происходит потому, что они с самого детства запомнили эти строки. А сейчас не все молодые люди знают слова государственного гимна, и такое положение нужно, конечно, исправить.
Поднимать в школах флаг и петь гимн – это очень хорошо! Но это не должно стать каким-то проходящим мероприятием: дети должны понимать всю важность происходящего, если хотите, сакральный смысл. Мы все любим свою страну, и мы должны это показать.

Важно учесть, что в нашей большой стране очень разные условия в разных регионах, поэтому не может быть единой стандартной процедуры для всех. Нужно везде подобрать правильный подход к такому важному мероприятию.

Я уверен, что в регионах появятся и другие важные патриотические инициативы. Нужно их всемерно развивать и поддерживать, и тогда у нас будут новые патриотические традиции.

Лидия ГЕРАСИМОВА, председатель Общественной палаты Омской области:

– Каждый педагог знает и должен всегда помнить о том, что детский возраст является наиболее оптимальным для гражданско-патриотического воспитания. Это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. 

Особо хочется подчеркнуть, что в основе воспитания, а тем более – патриотического, лежит прежде всего воспитание чувств. И взрослые, как правило, понимают, что поднятие флага и исполнение гимна перед началом учебной недели призвано вызывать чувство гордости за свой класс, школу, город, страну. А чтобы эта инициатива достигла желаемых результатов, необходима разъяснительная работа среди школьников по истории появления флага, написанию гимна и по многому другом, о чем ребенку не рассказывают родители. 

Пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. Что касается уроков истории с первого класса – это имеет место быть, но с учетом возрастных особенностей детей. Ведь малышей можно заинтересовать былинными героями, преподнести исторические события таким образом, чтобы у ребенка возникло непреодолимое желание и дальше узнавать историю своей страны, своего города, своей семьи.

Александр ТРУНТЯГИН, кандидат экономических наук, депутат Совета Зональненского сельского поселения Томской области:

– В эти дни мы вновь даем старт прекрасной традиции – начинать новую учебную неделю с воспоминаний о том, что наши школьники – дети великой страны. Их прадеды и деды защищали свое Отечество, ценой жизни отстаивали его границы, чтобы они могли жить под мирным небом, чтобы их детство было счастливым, чтобы они выросли и могли так же прославить свое государство.
Мы хорошо помним эту традицию, в пионерских лагерях поднимали флаги на утренних линейках и общих построениях. Такая практика способствует формированию чувства патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения. 

Подготовил Виктор ТИТОВ. 

Фото предоставлено Новосибирским экспертным клубом.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 18 мая 2022

Заголовок в газете: Равнение – на знамя!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру