Бюджет теряет миллионы: в России снова отложили официальную продажу «престижных» госномеров

Решение о продаже с государственных аукционов «красивых» автомобильных госномеров снова отложено, в этот раз - на неопределённый срок.

Бюджет теряет миллионы: в России снова отложили официальную продажу «престижных» госномеров
Фото pixabay.com

Изначально предполагалось, что закон о получении «красивых» номеров через Госуслуги вступит в силу в начале 2021 года. Однако позже появились уточнения – изменения начнут действовать с 1 января 2022 года. Но проект в очередной раз «забуксовал».

Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов отмечает, что особую ценность и, соответственно, огромный потенциальный доход в пользу государства, несут в себе именно «очень престижные» номера – такие, которые не ограничены обязательным наличием установленного количества букв и цифр согласно действующим стандартам. Например, 7, 7А, 7АА, 007, 07А. Дмитрий Давыдов предлагает «очень престижные» государственные регистрационные номера с меньшим количеством знаков продавать официально посредством аукционов.

Многолетняя проблема теневого рынка «престижных» автомобильных  госномеров требует наведения порядка в этой сфере уже давно. 

«Красивые» или «престижные» номера востребованы автовладельцами так же, как и дорогие автомобили. Стремление выделиться из толпы и продемонстрировать свой статус неистребимо, поэтому охотников на «крутые» номера, состоящие не из автоматической комбинации цифр и букв, а индивидуальной, с большим количеством нулей или минимумом знаков, всегда достаточно. 

И люди готовы за это платить. Этим пользуются перекупщики теневого рынка. И стоят «престижные» номера на черном рынке недешево.

Например, только в Новосибирске на площадке «купить-госномер.рф» за номер А888АА просят 1 млн рублей, а за номер К777КК – полтора миллиона. Там же можно найти номера попроще и по более доступным ценам – от 50 тыс. рублей.

Владельцы этих торговых площадок заверяют, что все объявления, размещенные на сайте, подразумевают возможность передачи госномера новому владельцу посредством продажи автомобиля, что не нарушает закон РФ.

Предложений о покупке госзнаков много, подобных сайтов в интернете достаточно — значит, спрос есть, и стабильный. Но государство от этих сделок не получает ни копейки.

Кроме того, чтобы получить заветный номер, автовладельцы используют любые ухищрения. Некоторые используют свои «связи», и это формирует почву для коррупции в ГИБДД.

В частности, Сиб.фм сообщал о новосибирском госиснпекторе, который получил условный срок именно за продажу «красивых» госномеров. И такие случаи не единичны.

Так, может быть, пора, наконец, положить конец соблазнам и автомобилистов, и государственных служащих?

Автор проекта «20 идей» Дмитрий Давыдов проанализировал зарубежный опыт и пришёл к выводу, что официальная продажа «очень престижных» коротких госномеров способна принести в бюджет не просто миллионы, а миллиарды рублей, которых так не хватает часто, чтобы закупить, например, дорогостоящие лекарства для тяжелобольных детей или реализовать другие социальные проекты.

Дмитрий Давыдов приводит в пример Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), на территории которых уже несколько десятилетий осуществляется государственная продажа коротких номеров VIP-класса. В день с аукциона реализуется до 80 автомобильных знаков, стоимость которых доходит до 10 млн евро (872 млн руб.).

Дмитрий Давыдов считает, что подобный опыт имеет смысл перенести и в Россию. По его мнению, реализация этого проекта не повлечет никаких дополнительных расходов, поскольку необходимы лишь две вещи: законодательно разрешить исполнительным органам власти выпускать «очень престижные номера», в том числе, очень короткие, «заточенные» под аукционную продажу, и сделать соответствующее дополнение в ГОСТ.

«Спрос на «красивые» номера есть. И он будет всегда. Такова человеческая природа: люди хотят выделяться из окружающей их массы. Второй очевидный факт: есть спрос — есть предложение. «Красивыми» номерами торгуют. Тем не менее, деньги за выдачу «красивых» государственных(!) номеров получает отнюдь не государство, а его служащие. Было бы вполне логично эту кормушку у коррупционеров убрать», - рассуждает кандидат социологических наук, преподаватель МГУ Виталий Караев.

Однако воз, как говорится, и ныне там. На сегодняшний день необходимая нормативная база так и не сформирована: постановление правительства не принято.

В Управлении ГИБДД автору проекта Дмитрию Давыдову сослались на то, что  разработка пакета нормативных правовых актов, направленных на совершенствование законодательства в этой сфере поручена Министерству экономического развития. «Подготовленные этим Федеральным органом исполнительной власти проекты правовых актов не содержат требований к формату государственного регистрационного номера и базируются на национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 50577-2018, - говорится в ответе ведомства. - Изменение закреплённой в ГОСТ 50577-2018 структуры используемых при государственной регистрации транспортных средств государственных регистрационных знаков в настоящее время не планируется».

Таким образом, никаких официальных распоряжений Правительства, касающихся изменений порядка регистрации транспортных средств и выдачи ГРЗ посредством аукционов не поступало. МВД не желает вносить изменения в ГОСТ, хотя это может принести доход в пользу государства, если аукционная продажа все же заработает.

Предложению Дмитрия Давыдова необходима законодательная поддержка со стороны государства, ведь идея об аукционной продаже коротких «очень престижных» номеров поможет решить сразу несколько задач. Российский бюджет получит новые поступления, которые могут быть направлены на благоустройство городов, ремонт дорог, многочисленные социальные и благотворительные проекты.

Публичная реализация престижных номеров автоматически нивелирует всевозможные коррупционные схемы, с помощью которых в настоящее время приобретаются «красивые» номера. Наконец, состоятельные автовладельцы будут иметь легальный способ подчеркнуть свой высокий, по их мнению, социальный статус.

Напомним, ранее автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов предложил снизить количество пьяных аварий, опираясь на опыт азиатских стран. Он привёл в пример успешный опыт Японии, где смертность на дорогах  за девятнадцать лет сократилась втрое, благодаря увеличению штрафов за вождение в состоянии алкогольного опьянения.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру