Дтп с пьяными водителями за рулём всегда имеют широкий резонанс. Общественность, законодатели горячо обсуждают каждый подобный случай, каждый раз на словах выражается необходимость принятия жёстких мер в отношении нетрезвых за рулём, но на деле ситуация не меняется.
И автомобиль остаётся самым опасным видом транспорта на земле, ежегодно унося около 1,2 млн человеческих жизней.
В России, согласно статистике, каждое седьмое ДТП спровоцировали пьяные водители. И в каждом случае не обошлось без чьей-то смерти или увечья. Пьяные водители гибнут сами и уносят с собой жизни других ни в чём не повинных людей.
Вспомнить хотя бы наиболее громкие истории. Всю страну всколыхнула фраза: «Зая, я убила мента». Случай в Новосибирске до сих пор вызывает бурю эмоций и справедливые вопросы. Ольга Мельниченко, насмерть сбившая инспектора ГИБДД, в сентябре 2010 была приговорена к 4,5 годам колонии, и вышла на свободу уже в октябре 2013.
А ДТП с водителем, который, управляя автомобилем в состоянии наркотического опьянения, также насмерть сбил известного новосибирского журналиста Антона Лучанского, получило резонанс благодаря коллегам. Наезд на пешехода под зелёный сигнал светофора на бешеной скорости могли спустить «на тормозах». В итоге водителя приговорили к 6,5 лет в колонии строгого режима.
Жизнь показывает, что столь мягкие наказания не останавливают наших любителей быстрой езды от искушения сесть за руль после приёма спиртного. Несовершенство законодательства, возможность «замять» дело делают водителей безответственными. А ведь управление источником повышенной опасности в изменённом сознании – это самое настоящее преступление, по сути – умышленное убийство.
Сколько можно ограничиваться лишь разговорами об ужесточении наказания для пьяных водителей? Пора уже, наконец, начать принимать решительные меры. Тем более, что в некоторых странах уже есть успешный опыт борьбы с пьяными за рулём, в разы снизивший количество ДТП, который можно взять на вооружение.
Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов*, о котором рассказывал Сиб.фм, проанализировав достижения в этой сфере таких стран как Япония и Корея, предлагает изменить в России меру ответственности за «промилле за рулем».
Способы просты и эффективны. И, в общем-то, лежат на поверхности, остаётся только недоумевать, что мешает нам внедрить их и в нашу практику?
В частности, в Японии наказание пьяным водителям: при 0,15 мг/литр - 500 000 йен (314 тыс рублей) и до трех лет лишения свободы. А при полной интоксикации - 1 млн йен (628 тыс рублей) и до 5 лет лишения свободы, а также пожизненное лишение прав. Японских водителей такие меры отрезвили достаточно быстро. В результате за 9 лет смертность на дорогах там снизилась в три раза.
Мудрые японцы не забыли и об ответственности тех, кто способствует пьяному вождению, в том числе, о пассажирах, которые позволяют нетрезвому водителю сесть за руль и доверяют свои жизни такому безответственному человеку. Дмитрий Давыдов* в своём проекте приводит меры наказания для подобных ситуаций. Так, угощать человека, собирающегося сесть за руль, спиртным теперь стоит полмиллиона йен (314 тыс рублей) и срок до 3 лет лишения свободы, такая же ответственность предусмотрена и для пассажиров нетрезвого водителя.
А наказание за передачу транспортного средства нетрезвому водителю вдвое больше – миллион йен и тюрьма на срок до 5 лет.
Если в ДПТ с пьяным водителем пострадали люди или был смертельный исход, уголовная ответственность повышается до 15 лет лишения свободы.
В Корее закон по отношению к пьяным водителям ещё суровее. За вождение в нетрезвом виде штраф просто космический, в пересчете на рубли – это 1,2 млн рублей и до 5 лет тюрьмы. За отказ от медицинского освидетельствования – сумма та же и срок аналогичный. Зато и результат таких мер впечатляет: всего за 2 месяца количество пьяных водителей за рулём снизилось на 67%!
А что же в России? На сегодняшний день даже с принятием нового закона наказание не очень сурово. За рецидив с пьяным вождением сумма административного штрафа – 200-300 тысяч рублей или срок до 2 лет лишения свободы. Если уже была судимость за это преступление, то наказание - полмиллиона рублей и срок до трех лет тюрьмы.
Автор проекта «20 идей» предлагает не дожидаться рецидивов, а предупреждать их: сразу наказывать пьяниц штрафом в 100 тысяч рублей и лишать прав на 3 года. Такое же наказание Дмитрий Давыдов* предлагает и для тех, кто передает управление автомобилем нетрезвому водителю.
Дмитрий Давыдов* считает, что ответственность должны нести и пассажиры, садящиеся в авто к нетрезвому водителю. Сейчас в нашем законе наказания для них не предусмотрено. Но именно такая мера поможет остановить тысячи убийц на дороге.
Ужесточение наказаний – единственный способ реально снизить количество пьяных за рулём, сохранить тысячи жизней. И успешная мировая практика – лучшее тому доказательство. Так стоит ли тянуть с введением таких мер? Государству необходимо присмотреться к предложениям автора проекта, чтобы не изобретать велосипед.
Кстати, эти предложения – не единственные в копилке «20 идей», касающиеся безопасности на дорогах. Дмитрия Давыдов* разработал предложения относительно начинающих водителей, пешеходов и велосипедистов со смартфоном, опасного поведения за рулем, систематического нарушения ПДД и другие, и в них также есть, что взять на вооружение.
*Признан иноагентом