Мощный хлопок обитатели дома №3 на улице Подбельского услышали в обеденное время 26 ноября. Кто-то из жителей сразу же выпрыгнул в окно, кто-то выбежал на улицу в домашней пижаме. В итоге шесть семей из 10 квартир остались на морозе без вещей.
Постояв на улице и погоревав, погорельцы разошлись ютиться у родных и близких. Только пара пенсионеров - Михаил Гольм и Ольга Кирякова - остались жить в бане.
"У мужа сгорели все документы. мои уцелели, потому что я в больнице недавно лежала. Но у нас также сгорели и все пластиковые карты", – сетует Ольга Кирякова из квартиры №10.
Михаил Гольм и Ольга Кирякова рассказали, что чиновники из районной администрации предлагали им жильё из маневренного фонда, но ехать на "край географии" – на другой берег Новосибирска, однако пенсионеры отказываются.
"Зачем нам это Зорге? Пока нам предлагали только переехать в общежитие на том берегу. А вопрос с выделением жилья, сказали, что будут решать потом, – говорит Михаил Гольм. – Мы здесь остаёмся и присматриваем, чтобы всё не растащили".
Это "потом" для Михаила растянулось уже на две недели. Недавно в бане стало холодно, и мужчина начал подыскивать комнату. Как говорит погорелец, пенсия ему не позволяет снимать хорошую квартиру.
"Спасибо вам всем, на продукты я пока деньги не трачу. Продукты мне все несут, я преклоняюсь: люди звонят, интересуются. На зиму мы одеты – проблем нет. Я непривередливый, тёплые свитера у меня есть, – рассказал "МК в Новосибирске" Михаил. – Больше нам никто ничего не обещал... Я дарственную на дочь оформил и права на жильё уже не имею. А живу, снимаю холодную комнату".
Между тем, в мэрии Новосибирска на запрос редакции ответили, что нуждающиеся в жилье погорельцы в МКУ "ДЕЗ" не обращались, и варианты манёвренного фонда им не предлагались. Отчитались в городской администрации и о том, какую финансовую поддержку оказали погорельцам.
"Размер помощи рассчитывается, исходя из состава семьи и необходимости приобретения сезонной одежды, обуви и постельных принадлежностей на день пожара: мужчины (29 867 рублей), женщины (36 628 руб.), девочки 7-15 лет (21 230), мальчики 7-15 лет (18 103 руб.). МБУ "Комплексный центр социального обслуживания населения" Первомайского района оказал гражданам, пострадавшим в результате пожара, натуральную помощь (постельные принадлежности)", – сообщили "МК в Новосибирске" в пресс-службе мэрии.
Вторая попытка расселить погорельцев
В городской администрации также объяснили, что муниципальным жильём в сгоревшем бараке является всего две квартиры общей площадью чуть больше 49 квадратных метров. Сам барак постройки ещё 70-80 годов прошлого века ветхим так и не был признан.
"Администрацией Первомайского района города Новосибирска в рамках имеющихся полномочий от лица представителя собственника муниципальных жилых помещений 30.10.2019 и 06.04.2021 в отношении многоквартирного дома №3 на улице Подбельского, имеющего значительный процент физического износа конструктивных элементов по данным технического паспорта а 2014 год, в мэрию Новосибирска направлялись обращения о содействии в подготовке технического заключения о состоянии конструктивных элементов здания за счёт бюджетных средств в целях дальнейшего обращения в Межведомственную комиссию для признания аварийным и подлежащим сносу, – ответили в мэрии Новосибирска. – На данные обращения из департамента энергетики и ЖКХ мэрии получен ответ, что в указанном многоквартирном доме муниципальная собственности составляет менее 50%, и в соответствии с действующим жилищным законодательством проведение технического обследования дома необходимо выполнить за счёт средств собственников помещений на основании решения общего собрания жителей".
Собрание, которое должно было решить судьбу барака, прошло в августе, однако к единому мнению собственники так и не пришли. А 26 ноября случился страшный пожар. Сейчас в мэрии Новосибирска предприняли вторую попытку признать дом, от которого почти ничего не осталось, аварийным.
Между тем, вопрос о получении погорельцами жилья остаётся в подвешенном состоянии. Шесть семей продолжают ютится по родственникам, ожидая получения новых квартир.
"Некоторые из погорельцев уже ездили смотреть комнаты в общежитии на Красном проспекте. Видел соседей, так как хожу каждый день протапливаю баню. Кто-то сам уже нашёл себе квартиру, – рассказывает Михаил Гольм. – Я снял комнату на улице Тельмана, на подселении. Буду терпеть сколько смогу, но с каждым днём всё тяжелее!"