Стройку ожидает заморозка, а горожан – пробки?
Обрисуем текущее положение дел по строительству моста в Новосибирске. Стало известно, что готовятся расторжения сразу нескольких контрактов с организациями, работающими на подряде у ПФ ВИС. Причина – пересмотр уже действующих контрактов с подрядчиками и беспрецедентное давление на них со стороны генерального подрядчика. Ряд экспертов рынка полагают, что в ВИСе решили пересмотреть стоимостные параметры уже заключённых договоров, чтобы сформировать для себя дополнительные доходы. И их, судя по всему, абсолютно не смущают существенные риски заморозки строительства объекта.
А чтобы подрядчики были сговорчивее, новый менеджмент использует всевозможные инструменты воздействия. В частности, подрядчики уже несколько месяцев не получают оплату за выполненные работы и даже не могут подписать акты выполненных работ, чтобы отчитаться за авансы. Первой ласточкой, ставшей достоянием общественности, стал конфликт с охранной организацией этого объекта. Сотрудники ООО ЧОП «ТИТАН-М» пожаловались СМИ на то, что им два месяца не платят деньги за работу. Они также рассказали, что отправили коллективную жалобу в трудовую инспекцию.
Ситуация с каждым днем становится всё более критической. Корпоративный конфликт уже привёл к остановке переустройству коммуникаций на площади Труда (устройство микротоннеля ливневой канализации), не завершены работы по переделке канализационного коллектора и высоковольтной линии электропередач. Несмотря на начало отопительного сезона, остановлены работы по переустройству тепловых сетей.
Остановка этих работ уже влияет на сроки строительства эстакады основного хода и транспортной развязки на площади Труда. Так что горожанам надеяться на скорейшее избавление от пробок, по всей видимости, теперь не стоит.
А менеджмент кто?
Теперь о новом менеджменте ВИСа. Напомним, что в сентябре-октябре текущего года у генерального подрядчика по строительству четвёртого моста в Новосибирске произошли кадровые изменения в топ-менеджменте, которые, как считают эксперты, могут существенно отразиться на ходе реализации проекта.
Собрание акционеров Группы «ВИС» назначило на должность руководителя головной компании холдинга Дмитрия Доева. С 10 сентября 2021 года он приступил к обязанностям генерального директора Группы «ВИС», а его первым заместителем, который курирует строительный блок, в том числе строительство моста в Новосибирске, назначен Алексей Арсенин.
Далее попытаемся разобраться, кто эти люди, и почему эти кадровые перестановки могут заморозить строительство моста.
Дмитрий Доев – бывший топ-менеджер газпромовской «дочки» ООО «Газпром центрремонт», которая осуществляла реализацию программ капитального ремонта и реконструкции объектов Газпрома. Из открытых источников в СМИ удалость установить его причастность к многочисленным скандалам, в числе которых нашумевшая история банкротства подрядчиков, участвовавших в строительстве объектов Газпрома.
Так, с 2018 года продолжается банкротство ООО «Энергогаз» (подконтрольная компания ООО «Газпром центрремонт»), которое задолжало миллиарды рублей своим субподрядным организациям за уже выполненные работы. Основные субподрядчики разорились, рабочих мест лишились тысячи рабочих и инженеров.
Алексей Арсенин – бывший менеджер Газпрома, он работал в ООО «Газпром центрремонт» под руководством Дмитрия Доева, а позднее – генеральным директором ООО «НГХК». Примечательно, что в период его руководства компанией ВИС выигрывает суд у НГХК о взыскании нескольких миллиардов рублей. С большой долей уверенности можно говорить, что именно Доев пролоббировал Арсенина в НГХК с целью оказания помощи в судебных вопросах. Назначение же Арсенина в ВИС, видимо, можно рассматривать как благодарность Доева за преданность. Кстати, строительные компании, работавшие на подряде у ВИСа на объектах НГХК, тоже плохо закончили – банкротства и значительные убытки.
Если так пойдет и дальше, то заявленный срок завершения строительства моста в 2022 году будет сорван. Напоминаем, что срок завершения строительства основного хода моста был установлен зампредом Правительства РФ Маратом Хуснуллиным. Единственная мега-стройка, огромный инфраструктурный проект, который реализовывался в регионе с опережением сроков, теперь грозит превратиться в долгострой.
Письмо концедента кредитному партнёру
Ну и, наконец, той самой «вишенкой на торте» в этой публикации может стать письмо (копия письма имеется в распоряжении редакции) министра транспорта Новосибирской области Анатолия Костылевского на имя первого вице-президента Газпромбанка Алексея Чичканова от 22 октября 2021 года. В нём чиновник, ответственное за проект лицо со стороны государства, с тревогой информирует кредитного партнёра о ходе исполнения концессионного соглашения и строительства моста. Он указывает на существенное отставание от графика строительства мостового перехода, что создаёт «повышенные риски недостижения коэффициента технической готовности в 2021 году».
Далее в письме сообщается, что «ввиду сложившейся ситуации ФДА Росавтодор будет заявлено требование о возврате иного межбюджетного трансферта в федеральный бюджет, Концессионером не будет получено разрешение на ввод мостового перехода в эксплуатацию в установленные концессионным соглашением сроки, что в итоге приведёт к дефолту в рамках проекта. В указанном случае Концедентом (Концедент – обладатель права собственности на объект, по поводу которого заключается концессионное соглашение. В его качестве может выступать государство, регион или муниципалитет – прим. ред.) будут предприняты предусмотренные как концессионным соглашением, так и Прямым соглашением меры, включая возможность замены Концессионера или досрочного прекращения концессионного соглашения».
Похоже, уже и в администрации Новосибирской области поняли, что дело запахло керосином, и начали задумываться, а стоит ли продолжать иметь дело с таким концессионером.