Горящие свалки вызывают возмущение в обществе – в Новосибирске в последние пару лет особенно остро стоит проблема свалки возле Хилокского рынка, которая вновь вспыхнула на прошлой неделе.
Мусоросжигательные заводы кажутся простым и эффективным способом решения проблемы, настолько очевидным, что их строительством занялись крупные российские корпорации, например, одна из дочерних компаний корпорации Ростех. Они обвиняют экологов в том, что те критикуют мусоросжигательные заводы, игнорируя вред горящих свалок. Защитники природы в свою очередь утверждают, что сжигание мусора даже более опасно, чем тление свалок, и тратить средства на организацию сжигания – в прямом смысле выбрасывать деньги на ветер.
Как рассказал NEWS.ru лидер движения «Зелёная альтернатива» и бывший заместитель руководителя Росприроднадзора Олег Митволь, произошло качественное изменение состава мусора за последние десятилетия: это уже не органические отходы, но и большие объемы пластмасс.
«У нас ведётся статистика по горящим лесам, но пожары на мусорных полигонах намного более вредные для человека, тем более что свалки часто находятся рядом с городской чертой или даже на территориях городов… Это происходит и из-за переполненности полигонов, и из-за того, что никто не занимается проблемой свалочных газов, которые легко воспламеняются», ‒ напомнил он.
Митволь заявляет, что мусоросжигательныезаводы и пожары на свалках — это совершенно разные вещи, и первые – намного опаснее:
«Основная проблема [таких заводов] в том, что у нас фактически несортированные отходы и в воздух будут подниматься диоксины».
«Санитарно-защитная зона вокруг мусоросжигательного завода — всего один километр. Такая санитарная зона не дает гарантий безопасности для людей, которые будут жить рядом с мусоросжигательными заводами. При нашей системе экологического надзора я не уверен, что реально будет действовать даже заявленная трёхступенчатая система очистки. В Европе же на мусоросжигательных заводах действует пятиступенчатая система очистки», — поддержал его исполнительный директор экологического правозащитного центра «Беллона» Артем Алексеев.
Выход из ситуации Олег Митволь видит в грамотной рекультивации свалок. Он отмечает, что сейчас подобная работа если и ведется, то совершенно неграмотно – «до сих пор засыпают карьеры промышленными или канализационными отходами и называют это рекультивантом», в то время как это специальное вещество промышленного либо ископаемого происхождения, предназначенное для улучшения и восстановления почвы для дальнейшего повышения её плодородия.
Между тем времени для маневров у страны практически не осталось. В апреле 2021-го глава Росприроднадзора Светлана Радионова заявила, что на момент формирования нацпроекта «Экология» (2019 год) в регионах насчитывалось 8323 свалки, в том числе 916 — на территории городских округов. При существующих темпах роста объемов ТКО (1–2% в год) в 32 регионах их мощности будут исчерпаны до 2024-го, а в 17 из них — до 2022-го. При этом возможностей создать новые полигоны у большинства регионов просто нет.