Феминность в управлении: лидерство без иерархии и авторитаризма

 

 

Наталия КРАСОВСКАЯ. практический психолог,  кандидат психологических наук

 

В современном обществе важность нашей гендерной роли не меньше, чем биологического пола. Как реализуются сегодня маскулинность, феминность и андрогинность в семье и социуме?

Гендерная принадлежность связана в первую очередь не с нашим полом, а с социальной ролью. Маскулинность нацеливает человека на утверждение своей значимости: конкуренцию, победы, лидерство. Феминность ориентирует на кооперацию, получение ресурсов извне ради построения собственной контролируемой среды, безопасной и комфортной. Андрогинность позволяет личности выбирать, какую из стратегий реализовывать в зависимости от ситуации. 

Гендерные модели формируются обществом: «Не прыгай по луже, ты же девочка», «не реви, ты же мальчик». Но если робкий мальчик в обнимку с куклой вызовет у взрослых желание «исправить» его, то бойкая «пацанка» — лишь улыбку. Маскулинность для женщины в современном обществе не запретна, а во многом даже поощряется как залог успеха. Чем же чревата для человека такая установка? В наших генетических программах заложено, во-первых, доминирование самца, а во-вторых, построение иерархической структуры. Если женщина обладает ярко выраженными маскулинными качествами, то в паре возникает инверсия, то есть она будет главенствовать в семье. Но для мужчины в нашем обществе феминная роль недопустима. Значит, ролевая модель может сложиться только одна: мужчина будет выступать в роли вечного ребенка, а супруга-«мамочка» — до старости водить его к стоматологу за руку и принимать в семье все решения. Так что прежде чем сетовать, что «в наши дни настоящего мужчину не найти», следует задуматься, а какую модель поведения проявляем и провоцируем в партнере мы сами?

Как уже было сказано, наше общество иерархично, маскулинно. Кто откусит от свадебного каравая больше — жених или невеста, кто будет главным в семье? Это зримое напоминание: в брак зачастую вступают мужчина и женщина, оба воспитанные как личности с выраженными маскулинными чертами, настроенные на борьбу за главенство. И если брак эту борьбу переживет, что случается далеко не всегда, следующий кризис — рождение ребенка. Для маскулинной женщины ценность материнства гораздо меньше того, что она упускает, пока «работает нянькой», — ее обойдут в карьере, а в заработке придется полагаться на мужа. Глубокий эмоциональный конфликт не может не вызвать серьезных проблем — и психологических, и с протеканием беременности.

Как же получилось, что маскулинность стала для женщины, стремящейся к социальной реализации, предпочтительной? Причина — в экономике. Промышленная революция пошатнула патриархальные устои, позволила женщинам работать и зарабатывать, перестать полностью зависеть от семьи. Но, выйдя в социум, женщины переняли маскулинную стратегию поведения и достижения социальных результатов, ведь она зарекомендовала себя как успешная! И мы до сих пор платим за это тягостное «копирование» маскулинной стратегии множеством личных проблем, расторжением браков, даже банальным токсикозом при беременности, который нередко является проявлением внутриличностного конфликта!

Но ведь и феминная женщина может быть успешной. Во многих профессиях залогом успеха являются именно женские качества: умение проявлять сочувствие и заботу, отзывчивость и терпение. Появился даже такой термин — женская модель лидерства. Казалось бы, феминные стратегии не нацелены на социальную успешность. Но недаром шуточная поговорка гласит: «Настоящий мужчина всегда добьется того, чего хочет женщина». Феминная стратегия лидерства нацелена на результат — получение ресурса, и лидер с феминными стратегиями приводит команду к нему, позволив каждому внести свой вклад. Поддерживает, вдохновляет, позволяет раскрыть потенциал, проявить инициативу. Этот принцип реализуют многие современные технологии управления: scrum, коучинг и т. д. Любая командная работа без жесткой иерархии и авторитарного лидерства — женская стратегия управления. И именно она все чаще востребуется как гармонизирующая, возвращающая обществу баланс. Именно она дает наилучшие результаты в построении семьи и воспитании детей.

Юнг выделял архетипы Анима и Анимус (женское и мужское) в каждом из нас. Вдобавок, чем дальше мы уходим от патриархального общества, тем больше востребована андрогинность. Новый идеал мужчины не просто «сильный», но «сильный и чуткий». Понять обе свои стороны, оценить свои стратегии, развить желаемые качества: именно это и значит — стать гармоничной личностью.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру