Эксперты считают неправильным вывод первичного звена здравоохранения

Накануне Госсовета по первичной медицине в Новосибирске на площадке Экспертного клуба Новосибирска прошла дискуссия, темой которого стал вопрос о том, в каких переменах нуждается первичное звено здравоохранения региона. 

Эксперты считают неправильным вывод первичного звена здравоохранения

Констатировав хронический недостаток участковых врачей, участники диспута раскритиковали лишение муниципалитетов всех рычагов влияния на медицину, а также действующую систему обязательного медицинского страхования. Однако прийти к консенсусу в вопросе о возвращении обязательного распределения выпускников медицинских вузов специалисты так и не смогли.

Непростая доля участкового

«Мало кто знает, что реальная работа участкового врача состоит не только из приемов и вызовов, — заметила инспектор администрации Советского района Наталья Егорова. — У них есть еще дежурство по поликлинике, когда после он должен до восьми вечера находиться в поликлинике». 
Рассказывая о том, чем обычно занят участковый врач, инспектор, который 30 лет работала там начальником отдела здравоохранения района, напомнила, что у участкового врача есть еще и субботние дежурства. «Вы же знаете, что поликлиники у нас всю неделю работают, — отметила Наталья Егорова. — И такая нагрузка оплачивается одной-единственной ставкой». 

О проблемах первичной медицины, когда в действительности в любом населенном пункте должен быть фельдшерско-акушерский пункт (ФАП), с особой страстью говорил главврач городской больницы скорой медицинской помощи № 34 Владимир Ярохно. «Вот, допустим, в Северном районе, где живут 6 тысяч человек, нужен врач-гинеколог, но он не может работать круглосуточно, — говорил он. — Но 3-4 акушера-гинеколога, хирурга, терапевта неоткуда взять».

Специалисты констатировали, что процесс старения врачей, работающих в муниципальных больницах, не прекращается: количество 30-летних сокращается, в то время как численность 55-летних растет. Молодых специалистов манит частный сектор, а их доля в госучреждениях уменьшается. 

В селе вообще обеспеченность врачами в три раза ниже, чем в городе. Программа «Земский доктор» не решила проблему. С 2012 по 2017 годы в деревню по этой программе пришли 28 968 человек. Но за это время количество врачей увеличилось всего на 7 тысяч человек, что в четыре раза меньше, чем поучаствовало в этой программе. 

Связаны по рукам и ногам

Дискуссия в экспертном клубе Новосибирска состоялась накануне Госсовета, который проходил в новом формате. За два дня до его проведения состоялся «мозговой штурм» министров и глав регионов. Он проходил «за закрытыми дверями», и, как говорят, там температура дискуссий иногда зашкаливала.

В Новосибирске дискуссия проходила публично, но страсти на ней тоже зашкаливали. «У нас даже президента России убедили, что врачи должны принимать до последнего пациента, — говорил профессор кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья ФПК и ППВ НГМУ Владимир Чернышев. — В ситуации, когда у них не должно быть личной жизни, сложно работать».
Бывший руководитель горздравотдела Новосибирска назвал существующую систему либерально-популистской. «Но одновременно не используются возможности, которые нам сегодня нам дарит технический прогресс, — отметил Владимир Чернышев. — За рубежом используются и СКАЙП, и электронная почта, и прочее для того чтобы связаться и решить проблему».

Не решена до конца проблема материального поощрения медиков. «Москвой жестко регламентируется эффективный контракт, который выстроен по принципу: стой там — иди сюда, надо добиться результата, но делай только так, как мы тебе говорим, — отметил Владимир Чернышев. — У нас очень много толковых главных врачей, но они связаны по рукам и ногам».
Владимир Ярохно напомнил, что в первичном звене Новосибирской области по штатному расписанию предусмотрено 8574 ставок врачей. «Из них занято 6 тысяч, а 2,5 тысячи не хватает, — отметил заслуженный врач РФ. — Медуниверситет выпускает в год 600 педиатров и терапевтов. Но даже если все они дружно устремятся занять вакансии, понадобится четыре года».

Глухой тупик

Особой критики удостоилась система обязательного медицинского страхования. «Здравомыслящий человек не может поддерживать эту систему, которая десятки лет забирает деньги, поступающие в виде налогов, чтобы ее сотрудники улучшали собственные жилищные условия, — считает Владимир Ярохно. — Нет ни одной отрасли народного хозяйства, где принятие решений происходило бы в одном месте, а деньги находились в другом».

Доктор медицинских наук напомнил, что закон о страховании граждан в 1991 году принял Верховный Совет СССР. «Мы попали в глухой тупик, — считает Владимир Ярохно. — То был либеральный  закон, который делал систему медицинской помощи действительно страховой. Но страны с той экономической моделью уже нет, а система осталась. Но в ней нет ни одного участника, который был бы заинтересован в рациональной трате денег». 

В стороне от муниципалитетов

Больше всего стрел во время дискуссии в Новосибирске раздалось в адрес поправок в 131-й закон, в результате которых все мед-учреждения перестали подчиняться местным органам власти. «Нет теперь у города здравоохранения, — возмущался Владимир Ярохно. — Кто придумал, что надо оторвать первичное здравоохранение от первичной власти? Из цепочки исключили муниципалитеты, которым виднее, что происходит на местах».

С критикой системы выступил представитель департамента социальной политики Владимир Машанов. «Не буду судить, позволяют ли существующие нормативные акты вернуть муниципалитет в сферу влияния на здравоохранение, но о том, что надо поменять закон, говорят многие специалисты, — отметил он. — Мэр города обещал жителям заботиться об их благополучии и здоровье. Но когда они приходят к нему и говорят: «Убери очередь, мне трудно попасть к терапевту», — он вынужден отвечать: «Я не могу, потому что полномочий у меня нет». Впрочем, в мэрии Новосибирска в структуре департамента по социальной политике сохранился отдел, который отвечает за медицину. «Ни один орган власти не знает проблем, связанных со здравоохранением, лучше, чем муниципальный, — считает начальник департамента по социальной политике мэрии Новосибирска Ольга Незамаева. — И то, что городская власть фактически не имеет возможности влиять на здравоохранение, является большой проблемой. Начальник департамента мэрии полагает необходимым появление социально-медицинских координаторов, которые могли бы разгрузить первичное звено, — заметила Ольга Незамаева, напомнив, что во многих странах мира существуют министерства здравоохранения и социального обеспечения. — Нельзя одну проблему отделить от другой. Было бы неплохо сделать такие центры, а стандартную медпомощь оказывать на уровне поликлинического звена».

Споры о распределении

Особенно яростные споры участников дискуссии вызвали предложения о возрождении системы обязательного распределения выпускников медицинских вузов. «30% выпускников вообще в медицину не приходят, — отметил Владимир Чернышев, напомнив, что государство тратит до 1 млн рублей на подготовку одного человека. — Надо закрепить при поступлении в университет, что если хочешь учиться за счет государства, то будь готов отработать». 

Идея возобновления госраспределения выпускников медицинских вузов многим показалась антиконституционным актом. «Почему должна быть такая дискриминация: медиков и учителей распределять, а остальных молодых специалистов — нет? — заметил Владимир Ярохно. — Интересно, кроме оплаты труда, есть другие мерила в обществе, а не насильственное принуждение?»

Кроме того, специалисты заметили, что отправлять молодого врача на работу в первичном звене в деревне не совсем разумно. «Врачом можно себя назвать, когда получишь опыт через три-пять лет, — считает Наталья Егорова. — Это настоящее преступление — посылать в деревню работать врачей без опыта, который нужно получать в окружении опытных докторов».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №46 от 6 ноября 2019

Заголовок в газете: Местная власть без медицины

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру