В начале года в Новосибирске признаны подлежащими сносу 60 домов

В числе аварийных оказались три дома на краю Центрального округа, расположенные на улице Обдорской, 73 и улице Нарымской, 80 и 78. Переезд в современные квартиры, безусловно, дело хорошее. Но что-то в истории с признанием аварийным деревянного, двухэтажного и двухподъездного дома № 80 его жильцам показалось подозрительным. В первую очередь скорость принятия решения.

В начале года  в Новосибирске признаны подлежащими сносу 60 домов

Письмо председателю межведомственной комиссии Дмитрию Перязеву о необходимости признать аварийными дома на Нарымской и Обдорской было подписано главой администрации Центрального округа Сергеем Канунниковым 20 декабря. Решение комиссия принимает уже 28 декабря. Если учесть, что 22, 23 декабря — это выходные, зная, с какой скоростью во властных структурах двигается бумагопроизводство, это не может не насторожить. Уже 29 декабря выходит постановление мэрии № 4852 о признании дома Нарымская, 80 аварийным и подлежащим сносу. 

Теперь посмотрим, на основании чего межведомственная комиссия приняла такое решение. Как заключение комиссии ни читай, основание у нее только одно — год постройки дома 1927-й. Если дому 90 лет, то давайте нарисуем, что его износ 80 процентов. Какого-либо другого серьезного технического обследования дома не проводилось. «Эксперты» подошли к дому, сфотографировали, сделав свои выводы «об аварийном состоянии основных строительных элементов». О «неправомерной осадке фундамента», хотя фундамент они не могли посмотреть — он был завален снегом (это видно на сделанном «экспертами» фото). О «биологическом повреждении деревянных конструкций», хотя никаких проб не бралось и лабораторных исследований не было (в отчете об этом ни слова). О «значительном прогибе (провисании) перекрытий», хотя внутрь дома «эксперты» даже не заходили. 

В доме есть три квартиры, которые находятся в муниципальной собственности, остальные приватизированы. Межведомственная комиссия была обязана оповестить собственников о том, что готовится такое решение, и на заседание пригласить. Она это сделала, но через интернет. По форме все законно, но, по сути, издевательство. Не все же сидят на сайте мэрии в ежедневном режиме, да и пойди там найди, что нужно именно тебе. Центральный округ должен был повесить объявление на подъездах. И он повесил… 27 декабря поздно вечером, в то время как, мы помним, заседание было назначено на 28-е. В итоге двое собственников, фактически случайно прочитавшие объявление, на него пришли. Но какого-либо права голоса они не имели, члены комиссии их и не стали слушать.

Если коротко: жильцы дома посчитали свои права нарушенными, и один из них подал к мэрии иск «об оспаривании заключения межведомственной комиссии по признанию жилья ветхим и аварийным» в Железнодорожный районный суд. В ходе судебного разбирательства представленный мэрией «Отчет об оценке» также показался суду малоубедительным. Он поручил ГБУ НСО «Новосибирский центр кадастровой оценки и инвентаризации» провести настоящую профессиональную экспертизу. Выводы центра оказались не в пользу выводов межведомственной комиссии. Дом Нарымская, 80 не является аварийным, его износ не 80 процентов, а всего 40. Исходя из этого, суд вынес решение об отмене постановления мэрии № 4852.

В городе домов с износом свыше 70 процентов более 1,5 тысячи, и муниципалитет, в общем-то, признал, что не в состоянии решить проблему ветхого жилья. Бюджетных денег хватает на расселение лишь 10 процентов от общего числа аварийных строений. Это по официальным данным. Плюс к этому время от времени появляются новости о том, что жители того или иного дома просят признать их дом аварийным, но чиновники отказывают. Либо процесс признания растягивается на годы. А вот дом на Нарымской был признан аварийным, по сути, за одну неделю, если даже не вычитать выходных. Как это так? Объяснить, видимо, можно все просто. Большинство ветхих, аварийных домов, бараков находятся где-то там, далеко от центра. Площадки, на которых они стоят, мало кому интересны. А Нарымская — это центр, пусть край, но Центрального округа.

Как правило, когда на площадку заходит застройщик, он вынужден договариваться с жильцами и собственниками. В этой ситуации можно торговаться. Если дом признан аварийным, они теряют все права. Застройщик идет и договаривается только с властью и расселяет людей куда захочет. «В черте города», то есть на самый край, где жилье гораздо дешевле, чем в центре.

Когда так откровенно, как в случае с домом Нарымская, 80, нарушаются закон, нормы и правила, впору говорить о возможной коррупции. Хотя необязательно. Могут быть просто хорошие отношения между конкретным чиновником и конкретным застройщиком. Один попросил, второй не смог отказать. А, может, в Центральном округе держат этот участок про запас в качестве «козыря» для каких-нибудь будущих переговоров. На самом-то деле никто «аварийные» дома по Нарымской в срочном порядке сносить и не собирается. Там сроки установлены до 2026 года. Тут главное не снести, тут главное права у жителей отобрать. Да и суд грозной межведомственной комиссии, судя по всему, не указ. По крайне мере, ее представитель на суде прямо заявила, что признавать дома или не признавать аварийными — это прерогатива только ее комиссии, и на мнения суда и каких-то там экспертов ориентироваться комиссия не собирается. 

Виктор ВАВИЛОВ.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №45 от 30 октября 2019

Заголовок в газете: Что за комиссия, создатель?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру