Проезд в метро Новосибирска все больше становится безналичным

Поставить на карту

Новосибирский метрополитен захватил лидирующую позицию в России по количеству платежных систем, используемых при оплате проезда. В течение нескольких лет транспортное предприятие довольно успешно внедрило рекордное количество инструментов, среди которых доминирует бесконтактная банковская карта.

Поставить на карту

Задачи нового времени

«Стараясь использовать максимальное количество платежных инструментов, мы просто пытаемся создать максимум удобств для своих пассажиров, — сообщил на брифинге консультант информационно-аналитического сектора метрополитена Ярослав Толстов. — Ведь одному хочется пользоваться банковской картой, а другому — держать в руке классический жетон, к которому он так привык».

Еще в конце 2015 года Новосибирский метрополитен поставил задачу развивать пассажирские сервисы путем развития платежных инструментов. Выполняя ее, тогда было принято решение активнее внедрять банковские карты.

«Сейчас уже понятно, что мы шли в ногу со временем, — считает Ярослав Толстов. — Нас смог опередить только метрополитен Санкт-Петербурга, который внедрил систему оплаты по бесконтактной оплате проезда в январе 2015 года».

Жетоны и карты

В настоящий же момент новосибирская подземка использует для оплаты проезда целый ряд платежных систем. Более того, по их количеству Новосибирск сегодня занимает лидирующую позицию в стране. Помимо традиционных жетонов здесь сегодня используются в качестве оплаты несколько форм безналичной оплаты. Среди них — единая транспортная карта, социальные карты, карта школьника, студента, льготника. Одной из последних стала банковские карта системы Multipass. которая была внедрена в мае нынешнего года.

Однако самым важным прорывом стало использование бесконтактных банковских карт, которое стало возможным благодаря сотрудничеству со Сбербанком и Газпромбанком. В настоящее время оператором по работе с банковскими картами является Газпромбанк, который выиграл конкурс, объявленный метрополитеном. 

Без очереди

Внедрение новой системы оплаты произошло в марте 2016 года. «При этом мы руководствовались принципом, чтобы оплата проходила непосредственно на турникете, — рассказал Ярослав Толстов. — С одной стороны, надо было уйти от очередей, а с другой стороны, надо было создать систему, которая могла бы четко фиксировать свои доходы и расходы».

При этом разработка и использование системы приема оплаты с применением бесконтактных банковских карт оказались делом не таким дешевым, как это представлялось сразу. «Для метрополитена самым дешевым видом оплаты по-прежнему остается обычный классический жетон, — подчеркнул Ярослав Толстов. — А с приемом банковских карт приходится нести издержки».

В узких временных рамках

Сложность задачи была определена тем, что обработка транзакции не должна была занимать более одной секунды. «Если магазины могут себе позволить обрабатывать транзакцию несколько секунд, то в метрополитене это грозит возникновением очереди, — сообщил руководитель службы сигнализации и связи метрополитена Дмитрий Казутин. — Соответственно, наше оборудование должно было значительно превосходить то оборудование, которое используют обычные магазины в качестве расчетов».

Внедрение системы в марте 2016 года началось с установки в вестибюлях станций метро двух турникетов, которые были оборудованы терминалами. Фактически это старые турникеты, которые были разработаны в 1973 году, но с абсолютно новой начинкой. Сегодня метрополитен ведет политику точечного увеличения турникетов, которые работают с бесконтактными банковскими картами, в тех вестибюлях, где замечен повышенный спрос. 

Угадать тренд

«Мы фактически на год опередили постановление правительства России, которое в 2017 году внесло изменения в федеральный закон, который вводил обязанность при оказании услуг населению применять безналичную оплату, — напомнил Дмитрий Казутин. — Но сегодня мы видим рост спроса пассажиров и исходя из этого собираемся планомерно увеличивать количество терминалов на турникетах».

Если за 9 месяцев 2016 года банковскими карточками воспользовались 482 890 пассажиров, что составило только 0,6% от общего количества перевезенных людей, то начиная со следующего года доля этой категории оплаты росла с каждым сезоном. В 2017 году она составила 2,5%, а год назад поднялась до 8,2%. 

Новые перспективы

«В нынешнем году до конца августа было перевезено пассажиров на 2 млн больше, чем за весь 2018 год, — заметил Ярослав Толстов. — Общая доля людей, воспользовавшихся банковскими картами, уже достигла 16%, а в будние дни она порой поднимается почти до 21%. То есть каждый день от 50 до 55 тысяч пассажиров пользуются банковскими картами».

Примечательно, что в настоящее время в Новосибирский метрополитен обратилась система Mastercard, предложившая внедрить пилотный проект авторизации пользователей не по банковской карте, а по биометрическим данным. «Пока этот проект выглядит очень сырым, и до его внедрения еще довольно далеко, — сообщил Ярослав Толстов. — Но не исключено, что через какое-то время мы сможем внедрить еще одну систему безналичной оплаты».
 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №41 от 2 октября 2019

Заголовок в газете: Поставить на карту

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру