Задачи нового времени
«Стараясь использовать максимальное количество платежных инструментов, мы просто пытаемся создать максимум удобств для своих пассажиров, — сообщил на брифинге консультант информационно-аналитического сектора метрополитена Ярослав Толстов. — Ведь одному хочется пользоваться банковской картой, а другому — держать в руке классический жетон, к которому он так привык».
Еще в конце 2015 года Новосибирский метрополитен поставил задачу развивать пассажирские сервисы путем развития платежных инструментов. Выполняя ее, тогда было принято решение активнее внедрять банковские карты.
«Сейчас уже понятно, что мы шли в ногу со временем, — считает Ярослав Толстов. — Нас смог опередить только метрополитен Санкт-Петербурга, который внедрил систему оплаты по бесконтактной оплате проезда в январе 2015 года».
Жетоны и карты
В настоящий же момент новосибирская подземка использует для оплаты проезда целый ряд платежных систем. Более того, по их количеству Новосибирск сегодня занимает лидирующую позицию в стране. Помимо традиционных жетонов здесь сегодня используются в качестве оплаты несколько форм безналичной оплаты. Среди них — единая транспортная карта, социальные карты, карта школьника, студента, льготника. Одной из последних стала банковские карта системы Multipass. которая была внедрена в мае нынешнего года.
Однако самым важным прорывом стало использование бесконтактных банковских карт, которое стало возможным благодаря сотрудничеству со Сбербанком и Газпромбанком. В настоящее время оператором по работе с банковскими картами является Газпромбанк, который выиграл конкурс, объявленный метрополитеном.
Без очереди
Внедрение новой системы оплаты произошло в марте 2016 года. «При этом мы руководствовались принципом, чтобы оплата проходила непосредственно на турникете, — рассказал Ярослав Толстов. — С одной стороны, надо было уйти от очередей, а с другой стороны, надо было создать систему, которая могла бы четко фиксировать свои доходы и расходы».
При этом разработка и использование системы приема оплаты с применением бесконтактных банковских карт оказались делом не таким дешевым, как это представлялось сразу. «Для метрополитена самым дешевым видом оплаты по-прежнему остается обычный классический жетон, — подчеркнул Ярослав Толстов. — А с приемом банковских карт приходится нести издержки».
В узких временных рамках
Сложность задачи была определена тем, что обработка транзакции не должна была занимать более одной секунды. «Если магазины могут себе позволить обрабатывать транзакцию несколько секунд, то в метрополитене это грозит возникновением очереди, — сообщил руководитель службы сигнализации и связи метрополитена Дмитрий Казутин. — Соответственно, наше оборудование должно было значительно превосходить то оборудование, которое используют обычные магазины в качестве расчетов».
Внедрение системы в марте 2016 года началось с установки в вестибюлях станций метро двух турникетов, которые были оборудованы терминалами. Фактически это старые турникеты, которые были разработаны в 1973 году, но с абсолютно новой начинкой. Сегодня метрополитен ведет политику точечного увеличения турникетов, которые работают с бесконтактными банковскими картами, в тех вестибюлях, где замечен повышенный спрос.
Угадать тренд
«Мы фактически на год опередили постановление правительства России, которое в 2017 году внесло изменения в федеральный закон, который вводил обязанность при оказании услуг населению применять безналичную оплату, — напомнил Дмитрий Казутин. — Но сегодня мы видим рост спроса пассажиров и исходя из этого собираемся планомерно увеличивать количество терминалов на турникетах».
Если за 9 месяцев 2016 года банковскими карточками воспользовались 482 890 пассажиров, что составило только 0,6% от общего количества перевезенных людей, то начиная со следующего года доля этой категории оплаты росла с каждым сезоном. В 2017 году она составила 2,5%, а год назад поднялась до 8,2%.
Новые перспективы
«В нынешнем году до конца августа было перевезено пассажиров на 2 млн больше, чем за весь 2018 год, — заметил Ярослав Толстов. — Общая доля людей, воспользовавшихся банковскими картами, уже достигла 16%, а в будние дни она порой поднимается почти до 21%. То есть каждый день от 50 до 55 тысяч пассажиров пользуются банковскими картами».
Примечательно, что в настоящее время в Новосибирский метрополитен обратилась система Mastercard, предложившая внедрить пилотный проект авторизации пользователей не по банковской карте, а по биометрическим данным. «Пока этот проект выглядит очень сырым, и до его внедрения еще довольно далеко, — сообщил Ярослав Толстов. — Но не исключено, что через какое-то время мы сможем внедрить еще одну систему безналичной оплаты».