Общественники обсудили образ Новосибирска

В минувший четверг в НГУАДИ прошел круглый стол «Визуальный образ столицы Сибири», который проводился общественным советом при Министерстве культуры Новосибирской области, художественным советом при мэрии Новосибирска с участием экспертного клуба Новосибирска. На мероприятии довольно много говорили о том, как должен выглядеть современный мегаполис, одновременно успев обсудить новый регламент размещения вывесок на фасадах офисных зданий города, которые теперь предлагается размещать не выше второго этажа.

Общественники обсудили образ Новосибирска

Доминирование серого цвета 

«Все жители Новосибирска и Новосибирской области хотели бы, чтобы наш город был лучшим на земле, — заявила, открывая дискуссию, председатель Общественного совета при Министерстве культуры Новосибирской области Наталья Ярославцева. — Но для этого нужно понимать, что необходимо сделать, чтобы Новосибирск не скептически называли «культурной столицей», при этом задавая массу вопросов». 

Мало кого в зале удивило, что доминирование серого цвета в структуре города Новосибирска увидели 67,6% участников опроса, участвовавших в исследовании кафедры коммуникативного дизайна НГУАДИ, проводимым совместно с Московским архитектурным институтом. О нем рассказала ректор Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств (НГУАДИ) Наталья Багрова. 

«На вопрос о визуальных особенностях Новосибирска большинство опрошенных ответили, что город — серый, грязный, широкий, холодный, скучный, хаотичный, молодой и разный, — сообщила Наталья Багрова. — Кстати, проблема серости Новосибирска, которая была очень характерна для массовой местной печати 1960-х годов, достаточно старая, которая ассоциируется с неаккуратным строительством». 

В то же время ректор НГУАДИ подчеркнула, что прозвучавшие эпитеты в отношении Новосибирска были отмечены в рубрике «Разное». Всего в опросе приняли участие порядка 1600 человек, из которых 31% составляют студенты в возрасте 17-24 года, 98% — жители Новосибирска и около 2% — гости города.  

«Опрашиваемые говорят, что у них отсутствует чувство своего места в этом городе, — отметила Наталья Багрова. — Дело в том, что среди символов города большинство отметили именно здания, которые расположены в историческом центре города — не в том месте, где они живут, а именно в центре». 

Отказать в одном торговом знаке 

Эксперты считают, что Новосибирск потерпел серьезное поражение, пытаясь создать один символ города, который должен был восприниматься как бренд. Как заметила директор Института регионального маркетинга и креативных индустрий Лада Юрченко, только визуализация естественной среды города даст возможность создать его визуальный образ. 

«В Новосибирске долгое время шли дебаты вокруг визуальных символов города, которые должны были стать чем-то вроде бренда или торгового знака территории, — заявила Лада Юрченко. — Многие считали, что всем будет хорошо от того, что можно придумать значок, который можно прилепить рядом с городом».  

Но, как отметила директор Института регионального маркетинга, на самом деле, пока шли дебаты, мода на значки прошла. «В то же время самые удачные визуализации городов были сделаны на основе естественной среды обитания, — отметила Лада Юрченко. — В Новосибирске к этому есть все предпосылки: не только в центре города, но и в каждом районе есть свой маленький дворик или дом, которые новосибирцы считают символами своих территорий». 

Если городу получится визуализировать эти объекты и предать им новый вид, то, по мнению эксперта, можно освежить образ Новосибирска. «Почему не удалось ни разу договориться о символе? — задалась вопросом Лада Юрченко. — Просто Новосибирск, по своей сути, разный город, где найти нечто общее почти невозможно. У Новосибирска много образов, и его многообразность и может стать его символом». 

Хаос порядка требует 

Новый регламент, который будет регулировать размещение вывесок на фасадах домов, представил заместитель начальника отдела дизайна городской среды — главного художника Новосибирска Евгений Боярищев. Он напомнил, что 10 лет назад большинство городов страны столкнулись с хаосом, порожденным перенасыщенностью рекламой, когда проблемными стали фасады домов и конструкции крыш. 

В Новосибирске к созданию нового регламента размещения  наружной рекламы на домах приступили еще в 2016 году. «Надо было создать новый инструмент, но первые версии были достаточно примитивные, — рассказал Евгений Боярищев. — В 2017 году попробовали разделить город на части, где были ключевые улицы, магистрали. В 2018-2019 годах появился дизайн-код, который точно показывал, какого размера должны быть вывески, вплоть до материалов, которые рекомендовались к использованию». 

Новый регламент предполагает, что за информационные конструкции с названиями компаниям не надо будет платить. «К чему мы должны прийти? — отметил Евгений Боярищев. — У нас должна получиться картина, когда все фасады приводятся в порядок в соответствии с жесткими правилами. При этом вывески в виде объемной надписи не должны быть выше второго этажа». 

Советник мэра Новосибирска, известный архитектор Александр Ложкин подчеркнул, что с новым регламентом удалось пройти самую сложную комиссию по предпринимательству Совета депутатов города. «Это была очень сложная работа, — отметил архитектор. — Но  мы с вами должны понимать, что сложно моментально привести город в порядок с учетом того, что этим вопросом сколько лет никто не занимался». 
 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №41 от 2 октября 2019

Заголовок в газете: Выше второго этажа не подниматься

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру