Музей раскрывает все тайны новосибирского метростроения

Музей Новосибирского метрополитена хранит все, что связано с его созданием и деятельностью

Новосибирский метрополитен провел для журналистов экскурсию по музею, который был создан практически сразу после того, как в столице Сибири заработала подземка. Здесь тщательно хранят все памятные предметы, связанные со строительством станций и тоннелей подземки, грамоты и медали заслуженных работников, а главное — фотографии и воспоминания о том, как создавалась уникальная транспортная инфраструктура.

Музей Новосибирского метрополитена хранит все, что связано с его созданием и деятельностью

Кто более матери-истории ценен? 

 «Кусок мрамора ничуть не менее ценен, чем Почетная грамота от ЦК КПСС, — рассказывает пресс-секретарь Новосибирского метрополитена Владимир Кузменкин. — Здесь мы можем реально ощутить и почувствовать, как делалось метро».
Говорят, что музей новосибирского метро появился самым естественным образом. Уникальная стройка, начавшаяся в 1979 году, вызывала неподдельный интерес жителей города и прессы. О том, как создавалась подземка, появлялись статьи в газетах; фотографы фиксировали все этапы ее строительства. Вполне логично, что в 1986 году, сразу после пуска первых станций метрополитена, возникла необходимость систематизировать материалы, имеющие отношение к строительству. 

Ключи от станций

Так появилась идея создать музей, где планировалось собирать различные документы, а также памятные предметы. Его первые экспонаты были посвящены истории строительства метрополитена и пуску первой очереди. Тогда же появилась традиция передавать в музей ключи от открывающихся станций. Первый ключ был передан метростроителями, когда был сдан пусковой комплекс от станции «Красный проспект» до станции «Студенческая». Это случилось 28 декабря 1985 года — в день подписания акта о приеме в эксплуатацию пускового комплекса первой очереди строительства Новосибирского метрополитена.
«После окончания строительства отдельных станций всегда вручались символические ключи, — рассказал пресс-секретарь метрополитена. — В 2022 году мы получим пятый ключ (ключ от «Спортивной») — 14-й по счету станции Новосибирского метрополитена».

Пятак за проезд

Специальный стенд музея посвящен строительству уникального сооружения — метромоста. Это соединяющее берега Оби сооружение не имеет аналогов. Метромост занимает первое место в мире по протяженности среди крытых метромостов — 2,145 км. При этом на длину конструкции сильно влияет большой перепад температур: зимой метромост уменьшается, а летом растягивается до 50 см. Для этого на специальных опорах установлены ролики, и вся коробчатая конструкция «двигается» относительно продольной оси. 

Отдельная коллекция музея собрана из платежных средств, которые использовались в новосибирской подземке. В 1985 году за проезд в метрополитене платили пять копеек. Сейчас уже мало кто помнит, что было время, когда стоимость проезда стоила 15, а потом 30 копеек. В 90-е годы появился специальный сначала белый, а позже желтый жетон, цена на который варьировалась в зависимости от инфляции. Сегодня услуги метрополитена можно оплатить разными способами, среди которых есть единая транспортная карта, а на первый план все чаще выходит бесконтактная банковская карта.

Хранить мемуары 

Кроме того, в музее особенно бережно хранятся записи воспоминаний строителей новосибирского метро, а также воспоминания работников, стоявших у истоков строительства метрополитена. Здесь собраны уникальные исторические фотографии, ценность которых растет с каждым годом.
Новосибирский метрополитен остается единственной подземкой, которая находится за Уралом. Он также считается третьим в России по объемам перевозок. Только в прошлом году здесь было перевезено 83 млн пассажиров. В системе Новосибирского метрополитена действуют две линии с тринадцатью станциями. Протяженность обеих линий со всеми необходимыми сопутствующими сооружениями составляет 15,9 км.

Верность традициям

«У нас особое отношение к традициям, — подчеркнул Владимир Кузменкин. — То, что здесь их всегда соблюдают, видно по отношению к руководителям предприятия». Пресс-секретарь метрополитена обратил специальное внимание на то, что рядом с приемной можно увидеть портреты всех начальников метро, где на первом месте находятся портреты Юрия Лелекова и Владимира Демина. Если на долю Юрия Лелекова пришлись первые годы деятельности метрополитена (с 1984 по 1988 год), то с именем Владимира Демина связана целая эпоха с 1988 по 2001 годы, когда страна переходила на рыночные рельсы.

Примечательно, что коллекцию музея совсем недавно высоко оценили гости из других регионов и стран. «Впервые за 12 лет в Новосибирске прошла международная конференция ассоциации «Метро», — сообщили нам в метрополитене. — Приезжали начальники служб связи и сигнализации, которым очень понравился музей. Есть что сравнить, есть что вспомнить».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру