Вечный зов модернизации

Конференция международной ассоциации «Метро» обсудила вопросы обновления систем управления движением поездов

В Новосибирске прошла конференция руководителей и специалистов служб автоматики, сигнализации, связи метрополитенов, входящих в состав международной ассоциации «Метро». В ней приняли участие представители организаций — разработчиков систем НПЦ, науки, проектных институтов, а основной темой прошедшего мероприятия стали разработки в области сигнализации и связи.

Конференция международной ассоциации «Метро» обсудила вопросы обновления систем управления движением поездов

«Мы гордимся тем, что единственный метрополитен за Уралом получил возможность принимать такую конференцию», — заявил, открывая ее работу, руководитель Новосибирского метрополитена Аркадий Чмыхайло. Сердечно поприветствовав участников, он пожелал им успеха в работе.
При этом руководитель транспортного предприятия высказал надежду, что конференция не будет последним мероприятием для Новосибирска. «Наш коллектив предприятия сделал все необходимое, чтобы коллеги из других городов России и ближнего зарубежья могли продуктивно работать, обсуждая интересующие всех вопросы», — заметил Аркадий Чмыхайло, отметив, что гости смогут также поближе познакомиться с деятельностью самого восточного метрополитена страны.
Прошло 12 лет с тех пор, как город на Оби принимал конференцию ассоциации «Метро», которая была создана метрополитенами стран СНГ для того, чтобы продолжать обмениваться опытом. Ассоциация появилась на свет в 1992 году, объединив руководителей метрополитенов и производственников, которые каждый год собираются в каком-либо городе, где есть входящий в ассоциацию метрополитен.

На конференции, которая прошла 20-21 августа в инженерном корпусе Новосибирского метрополитена, собрались представители всех российских метрополитенов. К ним также присоединились гости из Минска, Баку и Алматы. Основной темой мероприятия стала тема, связанная с современной системой управления движением поездов.
«Поскольку сейчас нет того органа, который бы объединял метрополитены, ассоциация взяла на себя эти обязанности, — сообщил журналистам руководитель службы сигнализации и связи Новосибирского метрополитена Дмитрий Казутин. — В течение года ее специалисты собирали информацию о безопасности в метро. Поэтому на конференцию были приглашены не только представители метрополитенов, но и производители соответствующей продукции».

Главный технолог международной ассоциации «Метро» Вячеслав Курышев выступил на конференции с основным докладом. «Жизнь движется, а наши системы отрабатывают свой срок, — заметил он, подробно рассказав, как в последнее время в метрополитенах внедряются современные системы управления поездами. — Самому молодому Казанскому метрополитену исполнилось уже 14 лет».

По словам главного технолога, в мире все меньше и меньше станций с релейным хозяйством. Несмотря на то что технологии управления поездами развиваются, ответственность за безопасность и жизнь пассажиров по-прежнему ложится на сотрудников метрополитена. «Пассажир должен находиться в безопасности, и мы должны это обеспечить, — подчеркнул Вячеслав Курышев. — В целом все работают стабильно, везде замечен тренд к уменьшению чрезвычайных случаев, что говорит об эффективности нашей деятельности».

Однако устройствам управления поездами необходима постоянная модернизация. Некачественное выполнение технического обслуживания приводит к выходу оборудования из строя. Подобные инциденты отмечены в последнее время даже после выполнения плановых работ, что, скорее всего, говорит о кадровых проблемах предприятий транспорта. «Люди должны знать основы нашей профессии, — отметил Вячеслав Курышев. — Наша задача — понизить планку нарушений».
Главный диспетчер Новосибирского метрополитена Владимир Гоголев рассказал, как при помощи специально разработанных тренажеров осуществляется подготовка будущих диспетчеров. Один такой тренажер, воспроизводящий работу устройств на посту дежурного любой станции с имитацией прибытия поездов с разными скоростями, размещен на станции «Сибирская». Другой, рассчитанный на подготовку диспетчеров, имитирует работу Дзержинской или Ленинской линии метрополитена. 

Начальник отдела информационных технологий метрополитена Новосибирска Александр Штайгер сказал, что разработка программного комплекса тренажера велась с 2017 года, чтобы получился тренажер для всех восьми станций. «На тренажере, где есть контроллер и автоматизированное рабочее место ученика и преподавателя, используется реальное программное обеспечение, — отметил он. — На нем отображается текущее состояние объектов и неисправности, которые когда-либо могут возникать на оборудовании».

Один из интересных проектов, связанных с внедрением контрольно-кассовой техники в Новосибирском метрополитене, на конференции представил Дмитрий Казутин. Переход на систему, когда в автоматы по продаже жетонов установили регистраторы, а невостребованные чеки сразу сбрасываются, что позволяет избежать лишнего мусора, начался летом прошлого года. «В программное обеспечение автоматов включена поддержка фискальных регистраторов, разработана служба централизованной фискализации, — сообщил начальник службы сигнализации и связи. — Регистраторы расположены в одном месте и обеспечиваются равномерной нагрузкой».

«Мы считаем правильным принцип, когда разработка программного обеспечения ведется собственными силами, — подчеркнул Вячеслав Курышев. — В этом смысле очень показательно, что в Новосибирском метрополитене удалось собрать очень квалифицированную команду». 

Екатерина ПЕШЕЧКИНА.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №36 от 28 августа 2019

Заголовок в газете: Вечный зов модернизации

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру