Успешное фермерское хозяйство оказалось под давлением УФСБ

Суд вынес оправдательный приговор, но УФСБ по Кемеровской области и прокуратура с завидным упрямством добиваются отмены приговора по абсурдному обвинению.

Россия — страна больших возможностей. И, к сожалению, в ней возможно все. Судите сами. Два индивидуальных предпринимателя Тарасова Татьяна Леонидовна и Тарасов Сергей Михайлович, руководители крепких крестьянских хозяйств, находящихся в Тисульском и Тяжинском районах Кемеровской области, которых в прошлом связывали узы брака, сохранили между собой интеллигентные добропорядочные отношения. Однако сегодня история их взаимоотношений вызвала волнение в общественной среде и бизнес-сообщества региона, поскольку все понимают, что на месте Тарасовой может оказаться любой добросовестный хозяйственник.

Суд вынес оправдательный приговор, но УФСБ по Кемеровской области и прокуратура с завидным упрямством добиваются отмены приговора по абсурдному обвинению.

Почти 20 лет они сотрудничали между собой, помогали друг другу, и ни у кого это вопросов не вызывало. Возглавляемые ими крестьянско-фермерские хозяйства наращивали прибыли, а местный и федеральный бюджеты с удовольствием отмечали рост отчисляемых ими налогов.

В 2010 году Татьяна Леонидовна и Сергей Михайлович договорились о купле-продаже сельскохозяйственной техники, необходимой для обработки дополнительных сельскохозяйственных площадей своего КФХ.

Татьяна Тарасова согласилась на предложенную Сергеем Тарасовым цену и, заключив предварительно договор поставки, обратилась за получением целевого кредита на приобретение сельскохозяйственной техники в местное отделение Россельхозбанка, который, как известно, является агентом государства в сфере финансирования сельскохозяйственного сектора.

После выполнения всех условий банка Тарасова получила желаемую сумму и произвела реальную оплату продавцу — Сергею Тарасову. Так как кредитные деньги были потрачены в соответствии с целью, определенной кредитным договором, Тарасова обратилась в департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области с заявлением о выделении ей субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по вышеуказанному кредитному договору.

Документы, поданные ею в департамент, не вызвали никаких сомнений ни у специалистов банка, ни у специалистов департамента. Прошло долгих пять лет, в течение которых Татьяна Леонидовна исправно и в срок выполняла свои кредитные и иные обязательства, в том числе по отчислениям в бюджет. В течение всего этого времени департамент СХиПП также исправно возвращал на банковский счет Татьяны Тарасовой часть денежных средств, уже уплаченных ею в качестве процентов по кредиту.

И вот настал торжественный момент, когда наконец КФХ избавилось от тяжкого бремени кредита. Но бдительные сотрудники УФСБ России по Кемеровской области, несмотря на отсутствие каких-либо претензий от департамента СХиПП по Кемеровской области, а также иных лиц, решили действовать по принципу: «А Баба-яга против!»

Еще в июне 2015 года они начали плести свою паутину вокруг Тарасовой, а 17 марта 2016 года, сразу по окончании выплат по кредиту, возбудили уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ — мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана, совершенное в особо крупном размере.

Так в чем же обвинили ИП Татьяну Тарасову? Ни много ни мало, ее обвинили в завышении цены при покупке сельскохозяйственной техники. Более того, по мнению следствия, сделка, заключенная между бывшими супругами, является мнимой лишь на том основании, что бывшие супруги являются людьми цивилизованными. Следуя логике следствия, получается, что все бывшие супруги априори друг другу враги и сделки между ними законными считаться не могут. Как вам такой поворот?

При поддержке прокуратуры уголовное дело дошло до суда. Однако Тисульский районный суд Кемеровской области (судья Данилова С. А.) 2 июля 2018 года оправдал Тарасову за отсутствием в ее действиях состава преступления. Судом установлено, что специалиста департамента она в заблуждение не вводила, а все документы, представленные ею на рассмотрение в департамент СХиПП по Кемеровской области, подлинные, содержат соответствующую действительности информацию и являются достаточными для получения субсидии.

Не в силах смириться с полным своим поражением, УФСБ России и прокуратура Кемеровской области с завидным упрямством добивались отмены приговора. Желание выполнить план по возбуждению уголовных дел? Лоббирование чужих интересов? В конце концов, их усилия увенчались успехом. Приговор был отменен, а дело направлено на новое рассмотрение. Не в силах повлиять на мнение нескольких судей (троих) из состава Тисульского районного суда, которые, изучив материалы уголовного дела, заявили самоотвод и устранились от рассмотрения дела по обвинению Татьяны Тарасовой, сторона обвинения добилась изменения территориальной подсудности, и рассмотрение дела перенесли в соседний Тяжинский суд все той же Кемеровской области, где снова началось судебное разбирательство.

Следствие все так же продолжает настаивать, что сделка совершена по завышенной цене. Но ведь если цена сделки не регулируется государством или не должна быть одобрена общим собранием акционеров, то стороны вправе установить любую договорную цену, лишь бы она устраивала покупателя и продавца (так называемая цена совпадения спроса и предложения). На то она и договорная цена!

Настойчивость органов следствия настораживает, ведь в ходе первого судебного разбирательства, окончившегося оправдательным приговором, достоверно установлено, что ни у Россельхозбанка, ни у департамента СХиПП по Кемеровской области никаких претензий к предпринимателю не было, все представленные документы подлинные, а содержащаяся в них информация соответствует действительности.

Государственная политика в области агропромышленного комплекса определила развитие крестьянско-фермерских хозяйств как одно из приоритетных. Это значит, что фермерам нужно всячески помогать и поддерживать. В случае с фермерством — очень нужно. Ситуация в сельском хозяйстве региона, мягко говоря, непростая. Тем, кто отважился встать на путь фермерства, казалось бы, должен быть зеленый свет во всем.

Случай, описанный выше, показывает, что для уничтожения КФХ, возглавляемого нашей героиней, нужен был только повод. Ни Россельхозбанк, ни департамент СХиПП по Кемеровской области такого повода заинтересованной стороне не дали, и тогда в ход пошла тяжелая артиллерия — сотрудниками ФСБ инициирована проверка законности получения субсидии.

Итог проверки парадоксален: уголовное дело в отношении предпринимателя возбуждено следователем ФСБ при отсутствии каких-либо оснований.

Вопреки выводам экспертов, которые утверждают, что сделка совершена в соответствии с рыночными ценами, следователь продолжает с маниакальной настойчивостью твердить обратное. А прокуратура, подражая слепой Фемиде, просто закрывает на это глаза.

Что же происходит? Давайте попробуем разобраться вместе, ведь при такой ущербной логике следствия такая ситуация может коснуться каждого из нас.

Разве действующее законодательство РФ запрещает бывшим супругам заключать между собой сделки? Разве бывшие супруги не могут поддерживать нормальные цивилизованные отношения? Разве покупатель обязан согласовывать цену сделки с органами следствия? До настоящего времени сделка по покупке сельскохозяйственной техники никем из сторон не оспорена, то есть реальна и законна.

Незаконное длительное уголовное преследование привело к тому, что из крепкого стабильно развивающегося хозяйства, приносившего реальный доход в казну государства, КФХ, возглавляемое Татьяной Леонидовной, превратилось в убыточное и прекратило свое существование. Сокращены рабочие места, отчисления в казну прекратились, поля пустуют.

Самое время поставить вопрос: а кому это выгодно? В данной ситуации приходит на ум широко известная фраза Михаила Задорнова о дураках и «шпиенах». Слабо верится, что целью ФСБ и прокуратуры является возврат денежных средств в бюджет, ведь для этого государством установлен иной порядок, а именно: обращение заинтересованного лица, в данном случае департамента СХиПП, в суд в гражданском порядке. Но он в суд не спешит.

На Всероссийском совещании судей 16 февраля 2016 года президент РФ Владимир Путин сделал важное заявление, касающееся судебного преследования бизнесменов, — что превращать уголовное законодательство в инструмент для расправы с неугодными бизнесменами недопустимо.

— Не менее актуальная тема — поставить барьер на пути тех, кто использует уголовное преследование как дубину в корпоративных спорах, конфликтах или, как в народе говорят, разборках, или для отъема собственности у законных владельцев. Требования закона ко всем должны быть едины. Но в силу сложности предпринимательской деятельности, рисков, которые ее сопровождают, не всегда четких, надо прямо об этом сказать, совершенных правовых норм, регулирующих вопросы ведения бизнеса, порой не так просто разобраться, где уголовное преследование оправданно, а где под видом борьбы с нарушением закона происходят злоупотребления правом. Мы обязаны сделать все для того, чтобы максимально исключить подобные случаи и создать условия для свободной, безопасной работы бизнеса, — сказал Владимир Путин.

Данный тезис был озвучен президентом РФ в ежегодном послании Федеральному Собранию в феврале, а также в ходе дискуссий на экономическом форуме в Санкт-Петербурге в июне текущего года.

По словам президента, добросовестный бизнес «не должен постоянно ходить под статьей, постоянно чувствовать риск уголовного или даже административного наказания».

Несмотря на это, уголовное преследование стало популярным способом решения экономических споров как между бизнесом, так и между бизнесом и властью. В последние годы давление силовиков стало настоящим стихийным бедствием для легального отечественного бизнеса. Необоснованное уголовное преследование, инициированное в результате незаконного вмешательства УФСБ по Кемеровской области в деятельность успешного доселе крестьянско-фермерского хозяйства ИП Тарасовой Т. Л. привело к его ликвидации. Данное обстоятельство далеко не лучшим образом повлияло на деловой климат региона, в том числе в сфере сельского хозяйства.

Так в чьих же интересах действуют слуги государевы? Неужели сами будут поля пахать? Кто следующим окажется под катком местечкового правосудия: предприниматель или обычный гражданин?

Вот и выходит, что каждый из нас может оказаться на скамье подсудимых без каких-либо на то оснований, если кому-то не понравится, на каких условиях вы заключили сделку и с кем.

Олег ВАВИЛОВ.

(Продолжение следует.)

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №31 от 24 июля 2019

Заголовок в газете: Барышня-крестьянка

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру