Победа не дает шанс на участие

Триумфальное шествие новосибирцев на международных конкурсах не замечено на родине

17.07.2019 в 10:19, просмотров: 1161

Довольно серьезных успехов этим летом достигли воспитанники новосибирской музыкальной школы. Сначала победителями XVI Международного конкурса имени Чайковского стали два выпускника новосибирских специальных средних учебных заведений — Мария Баракова и Матвей Демин, а на прошлой неделе первую премию на Международном конкурсе имени Георга Отса завоевал баритон Гурий Гурьев. Печально только то, что новосибирские воспитанники, особенно вокалисты, практически не востребованы на родине.

Победа не дает шанс на участие

Артистизм мужского лагеря

23-летний Гурий Гурьев только два года назад начал выступать в составе труппы Новосибирского театра оперы и балета. На конкурсе в Санкт-Петербурге он исполнял арию князя Игоря «Ни сна, ни отдыха» из одноименной оперы Бородина и каватину Фигаро из «Севильского цирюльника» Россини. Без шероховатостей во время выступления не обошлось, однако природный дар, красивый голос и харизма артиста произвели на жюри сильный эффект. Не случайно на сайте конкурса Гурий Гурьев назван «самым артистичным из мужского лагеря финалистов».

Поразительно, но на пьедестал конкурса Отса не смог взойти тенор Сергей Кузьмин. Любимец новосибирской публики год назад сменил прописку, перейдя на работу в Михайловский театр, где также уже обрел довольно большой круг поклонников. «Тенор богатого лирического дарования, которому чужды резкие движения, предпочтительны мягкие и обстоятельные, — отмечал рецензент на сайте конкурса имени Георга Отса. — Однако, если в арии Рудольфа Chegelidamanina из «Богемы» Пуччини эта лирика не противоречила любовному, романсному настроению героя, трепетно обращающемуся к скромнице Мими, то в знаменитом хите (песенке Герцога из финала «Риголетто» Верди) этой уютной сладости было не только недостаточно. Она противоречила образу неутомимого, безнаказанного, нахального донжуана вердиевского образца».

Превзойти прошлые достижения

Стоит отметить, что Гурий Гурьев продолжил триумфальное шествие воспитанников новосибирской музыкальной школы. За две недели до этого победителями XVI Международного конкурса имени Чайковского стали два выпускника новосибирских специальных средних учебных заведений — Мария Баракова и Матвей Демин. Последний получил первую премию и золотую медаль в совершено новой категории — деревянные духовые инструменты. Он учился в Новосибирской специальной музыкальной школе у педагога Надежды Фуренковой, а после продолжил обучение в Ганноверской высшей школе музыки и театра и в Мюнхенской высшей школе музыки и театра. В настоящее время Матвей Демин, уже ставший лауреатом нескольких международных конкурсов, работает в симфоническом оркестре Цюриха. 

Получившая первую премию и золотую медаль в категории «Сольное пение» Мария Баракова (меццо-сопрано) два года назад закончила музыкальный колледж им. А. Мурова у педагога Светланы Балашовой. В настоящее время учится в Российской академии музыки имени Гнесиных, одновременно являясь артисткой Молодежной оперной программы Большого театра. При этом накануне Конкурса Чайковского Мария одержала еще одну победу — на XXVI Международном конкурсе вокалистов имени Глинки.

Показательно, что в нынешнем году новосибирская исполнительская школа повторила успех 1990 года, когда также два музыканта, проходивших обучение в городе, стали лауреатами Конкурса имени Чайковского. Тогда в число его победителей попали скрипач Антон Бараховский (IV премия) и пианист Антон Мордасов (III премия). В 1998 году лауреатом конкурса становился Александр Тростянский (V премия). 

Нет шансов для реализации

Последние победы на международных конкурсах только лишний раз подчеркнули, что лучшие выпускники практически не востребованы на родине. Многие из них уже покинули Новосибирск, где фактически их талант остался незамеченным. С большой долей вероятности можно предположить, что Гурий Гурьев получит весьма серьезные предложения. В Новосибирском театре оперы и балета, где за два года молодой артист получил только одну «звездную» роль Фигаро в «Севильском цирюльнике», довольно серьезная конкурентная среда среди баритонов. Там есть уже великолепный Павел Янковский и тонкий Максим Аниськин. Не считая харизматичного Алексея Зеленкова, изведавшего порцию славы на телевизионном конкурсе «Большая опера» и уже попробовавшего себя на сцене Большого театра.

Приходится признать, что в настоящий момент для Гурия Гурьева фактически нет достойных ролей в новосибирской опере. Театр сделал ставку на постановку спектаклей для детей и оперетт (после «Летучей мыши» здесь ожидается постановка «Сильвы» Кальмана), переместив оперную труппу для работы в 300-местный концертный зал имени Зака. Постановка детских опер уже привела к локальным конфликтам: оперу покинул пришедший из «Мариинки» сильный драматический тенор Роман Завадский, по некоторым данным, отказавшийся петь микроскопическую партию дровосека в «Красной Шапочке». 

Впрочем, новосибирская балетная труппа, откуда два года ушла «звездная пара» Елены Лыткиной и Ивана Кузнецова (последний сейчас — худрук Ростовского театра оперы и балета), продолжает терять своих лучших артистов. По некоторым сведениям, после гастролей театра в Венгрию в Будапеште решили обосноваться любимицы публики Вера Сабанцева и Мария Николаева. Говорят, что серьезные потери также ждут мужскую часть балета, где дефицит классных исполнителей всегда более значим.