Юр-FAQ: Штраф за тонировку может сталь только началом ваших проблем

Многие водители достаточно легкомысленно относятся к штрафам за тонировку, даже не представляя, к каким последствиям это может привести.

Вы едете за рулем своего автомобиля на любимую дачу, чтобы отдохнуть в хорошей компании, отведать ароматного шашлыка и насладиться красотой природы. Водительские права при вас, страховка есть, техосмотр имеется, аптечка и огнетушитель в порядке. Правил не нарушали, но вас все-таки остановил сотрудник ГИБДД, которому показалось, что стекла вашего автомобиля излишне затонированы, а значит, имеются все основания для привлечения вас к административной ответственности по ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП, предусматривающей штраф в размере 500 рублей.

Многие водители достаточно легкомысленно относятся к штрафам за тонировку, даже не представляя, к каким последствиям это может привести.

Достаточно ли только визуального осмотра вашего транспортного средства для привлечения к ответственности по данной статье? Конечно же, нет. Ведь тонировка лобового и передних стекол водителя и пассажира в принципе не запрещена. Но техническим регламентом «О безопасности колесных транспортных средств» устанавливается четкое ограничение по степени светопропускаемости.

Водитель должен знать, что согласно пункту 3.5.2 требований к выпускаемым в обращение единичным транспортным средствам светопропускание ветрового стекла, передних боковых стекол и стекол передних дверей должно составлять не менее 70 процентов. Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88.

Светопропускание стекол проверяют по ГОСТу 27902 с помощью специальных приборов, под которыми согласно положениям ст. 26.8 КоАП РФ понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения. То есть, чтобы подтвердить свою догадку о том, что стекла вашего автомобиля не соответствуют действующим нормам технического регламента, инспектор ГИБДД должен произвести замеры их светопропускаемости.

Такие замеры производят с помощью тауметра — портативного устройства, предназначенного для осуществления процедуры измерения коэффициента светопропускной способности стекол или тонировочной пленки. В процессе выполнения замера на экран выводятся процентные показатели, значение которых характеризует определенное количество световых лучей, проникших сквозь исследуемое покрытие.

Согласно п. 76 Административного регламента ГИБДД, прибор должен иметь сертификат, подтверждающий пройденную ежегодную проверку, и пломбу на корпусе. На показаниях прибора могут сказаться погодные условия. Например, согласно ГОСТу 8.831-2013, температура окружающего воздуха должна находиться в диапазоне от +23 до + 27 ?С.

Погрешность тауметра может превышать установленные нормы при осуществлении замера в условиях низкого или высокого атмосферного давления. Оптимальным считается интервал от 560 до 800 мм ртутного столба. Время суток на результат измерения современными приборами не влияет. Повышенное содержание влаги в воздухе тоже может сказаться на показаниях, минимальный процент погрешности в данном случае будет при погодных условиях, находящихся между 45 и 85% влажности.

Сам процесс измерения должен выполняться в трех точках. Несоблюдение данного пункта является грубым нарушением со стороны полицейского, аннулируя полученные ранее сведения. Степень затемненности задних стекол не нормируется — такое условие приписано в ГОСТе 32565-2013 «Стекло безопасное для наземного транспорта» п. 5.1.2.5.Действие может осуществляться не только на стационарном посту, но и в любом другом месте. Однако, если сотрудник ГИБДД имеет подозрения несоответствия тонировки машины установленным нормативам, а тауметра у него при себе не имеется, заставить водителя проехать с ним он не имеет права.

Для того чтобы избежать незаконного штрафа за тонировку, помните, что любые замеры должны производиться в отношении чистых стекол. В соответствии с этим вы можете не соглашаться с данными, которые получены от прибора: например, если идет дождь либо ваш автомобиль покрыт слоем пыли или грязи.

Если вы заметили нарушение и сомневаетесь в правильности показаний, всегда требуйте проведения повторного замера, но уже в присутствии двух понятых лиц (28. 5 КоАП РФ).В случае несогласия с результатами замеров вы вправе отразить их в протоколе в виде замечаний и возражений, а в дальнейшем направить жалобу на действия сотрудников полиции в компетентные органы.

Итак, замеры произведены, протокол составлен, штраф неотвратим. Что дальше? А дальше сотрудник ГИБДД выносит распоряжение (требование) о прекращении правонарушения.

Внимательно ознакомьтесь с содержание этого документа, так как в случае невыполнения требований регистрационные действия в отношении вашего транспортного средства могут быть признаны недействительными (аннулированными), а регистрационные и государственные регистрационные знаки подлежат возврату в регистрационные подразделения для уничтожения в установленном порядке.

Обратите внимание, ГИБДД в тексте предписания не требует снимать тонировочную пленку как таковую. Оно требует прекратить административное правонарушение. При этом прекратить правонарушение водитель может несколькими способами, но снять тонировочную пленку — самый очевидный вариант.

Вы можете отказаться снимать тонировочную пленку на месте. Но следует иметь в виду, что в распоряжении (требовании) инспектором ГИБДД установлен срок для исполнения требования, по истечении которого транспортное средство в исправном состоянии должно  быть представлено для осмотра в подразделение ГИБДД по месту регистрации ТС либо иное, указанное в распоряжении. Предоставление взамен ТС, например, акта выполненных работ по снятию тонировки для сотрудников ГИБДД аргументом не является, так как инспектор должен убедиться, что требование по прекращению административного нарушения устранено. Не предоставление ТС к осмотру в указанный в распоряжении срок свидетельствует о том, что  законные требования сотрудника полиции не были своевременно исполнены.

Если по истечении данного срока вы не представите ТС для осмотра в указанное место, у инспектора ГИБДД  будут все основания полагать, что в конструкцию вашего транспортного средства внесены изменения, которые не соответствуют требованиям «Национальный стандарт Российской Федерации. Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия», п. 4.3 Приложения № 8 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», по светопропусканию стекол.

При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, указанного факта, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.

В силу п. 3 Приказа МВД России от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами по следующим основаниям: представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах.

По истечении срока, указанного в распоряжении (требовании), сотрудник ГИБДД выносит заключение по итогам проверки, по результатам которого в случае, если автомобиль вами к осмотру так и не был представлен, регистрация вашего транспортного средства может быть признана недействительной и аннулирована.  

Логичным в подобной ситуации будет вопрос, касающийся того, можно ли эксплуатировать авто, если ранее факт регистрации был аннулирован. Российское законодательство запрещает водителям перемещаться на машине, которая не имеет технических официальных документов.

К нарушителям данного закона могут предприниматься следующие меры:

•             если человек использует авто, не прошедшее регистрацию и стандартный технический осмотр, на него может быть возложено взыскание, размер которого составляет половину суммы от минимального оклада;

•             управление автомобилем без регистрационных бумаг может привести к штрафу, размер которого составляет 25 минимальных зарплат, а также лишение прав на три и более месяца;

•             если водитель не в состоянии предоставить документы на авто, на него будет возложен штраф, размер которого будет равен половине минимального оклада.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 19 июня 2019

Заголовок в газете: Тонировка — дело тонкое

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру